автономной крестьянской организации. Такая организация была создана в 1907 г. и получила название Союза крестьян Литвы (СКЛ). Несмотря на общие задачи в национально-государственном возрождении, ЛСДП и ЛДП достаточно настороженно относились друг к другу из-за идеологических разногласий, а СЛХД, вообще не приемлющий марксизм, нередко вступал в жесткую конфронтацию с местными организациями ЛСДП. Порой дело доходило даже до драк и перестрелок между сторонниками этих партий. Хотелось бы более подробно остановиться на истории литовских христианских демократов, как менее изученной партии. Это было партийное формирование резко выраженного националистическо-клерикального толка с элементами христианско-демократических идей западноевропейского образца. Основными программными требованиями Союза стали: создание автономной Литвы в этнографических границах, борьба с марксизмом, защита католицизма от наступления православной церкви, воспитание литовцев в религиозном духе. По своему организационному строению СЛХД больше походил на общественно-религиозное движение, чем на политическую партию. Его деятельность была направлена на создание легальных обществ религиозно-нравственной окраски, в которых христианские демократы пропагандировали идеи национального единения, христианской морали, неприязни к марксизму с позиций крайнего клерикализма. Благодаря этим обществам (Св.Иосифа в Ковно для рабочих-католиков, созданного в 1906 г.; Св.Казимира, созданного в 1905 г.; Общества работниц и служанок св.Зиты; «Сауле» («Солнце»), «Жибурис», «Ритас»^основанного в 1912 г.), христианским демократам удалось сохраниться как партийному формированию в межреволюционный период. На основе этих обществ в марте 1917 г. СЛХД конституировался в Литовскую христианско-демократиче-скую партию, влияние которой уже в независимой Литве оказалось значительным. Меньше повезло политическому близнецу СЛХД — Конституционно-католической партии в Литве и Белоруссии (ККПЛиБ). Впрочем, разница между двумя партиями все же была. Если СЛХД формировал свои организации по строго национальному принципу, то ККПЛиБ принимал в свои ряды всех католиков без различия национальности — поляков, литовцев, белорусов. Причем, как оказалось, ККПЛиБ пользовалась наибольшей популярностью в районе Гродно среди белорусов-католиков. Партия была создана в начале февраля 1906 г. и просуществовала около полутора лет, когда осенью 1907 г. виленский генерал-губернатор распустил ее. Деятельность партии была прекращена. Видимо, руководство партии не захотело переходить на нелегальное
|