Главная » Статьи » 

ПРОГРАММА, ИДЕОЛОГИЯ, ТАКТИКА. УСТАВ

клас­сом», постоянной и самой серьезной опасностью для правившего режима. Эсеры особо подчеркивали связь русских рабочих с деревней, однако эту связь они оценивали иначе, чем марксисты. Эсеры не видели в ней препятствия, которое мешало бы формированию у про­летариата истинного социалистического сознания. Наоборот, такую связь они оценивали положительно, видя в ней одну из основ клас­сового «рабоче-крестьянского единства». Помочь пролетариату и тру­довому крестьянству осознать себя единым рабочим классом, увидеть в этом единстве залог своего освобождения должна была интеллигенция.

Интеллигенцией эсеры считали социальную группу, занимавшуюся творческим трудом по производству духовных ценностей и передачей их другим. Непременными атрибутами такого труда являются само­стоятельность, инициативность и свобода. Так как самодержавно-бю­рократический режим из-за постоянного стремления к регламентации, централизации и подавлению любых проявлений творчества был органически несовместим с нормальной жизнью интеллигенции, то она не могла не находиться в перманентном конфликте с этим режимом.

По эсеровским представлениям, интеллигенция была самостоятель­ной социальной категорией; она склоняется в сторону того класса, ко­торый более всего выражает интересы общественного развития. Интеллигенция, способная подняться над сегодняшним днем, в сос­тоянии определить будущее класса, она организует его и руководит его повседневным поведением во имя этого будущего. Русскую интеллигенцию эсеры считали антибуржуазной. Поскольку в российском капитализме разрушительные тенденции преобладали над созидательными и буржуазия в связи с этим была несостоятельна в духовной сфере, ничтожно значимой в области политики и морали, ей нечем было привлечь к себе интеллигенцию; негативными же своими качествами она настраивала интеллигенцию против себя, побуждала ее обращаться к социализму и трудовым классам — про­летариату и крестьянству. В социализме, в экспроприации капиталистической собственности и реорганизации производства и все­

го общественного строя на социалистических началах при полной побе­де рабочего класса, организованного в социально-революционную партию,— вот в чем эсеры видели свою конечную цель.

Какова же была эсеровская модель социализма? Эсеры были сто­ронниками демократического социализма, т. е. хозяйственной и политической демократии, которая должна была выражаться «через представительство организованных производителей (профсоюзы), организованных потребителей (кооперативные союзы) и организован­ных

 < 1 2 3 4 5 6 7 8 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий