Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 25



социальных и технологических опосредований между действием и его результатом делает сложным рациональное планирование действий не только на коллективном, но даже и на индивидуальном уровне. Но дело не только в этом. Любое рациональное действие предполагает не только учёт его возможных последствий, но также и соотнесение выбранных средств с существующими в обществе нормами поведения, с коллективными представлениями о дозволенном и недозволенном, с представлениями действующего субъекта о самом себе, о своей биографии, о принятых на себя в прошлом обязательствах, о принад лежности к той или иной коллективной общности, т. е. с тем, что назы вается индивидуальной идентичностью. Между тем современный западный мир, вступающий в информационное общество и втягива ющий посредством процесса глобализации в это общество остальную часть мира, переживает кризис индивидуальной идентичности. Начи нается кризис и ряда коллективных идентичностей.

Вот ещё один современный вызов нашим представлениям о чело веке. Это попытки с помощью воздействия на генную систему изме нить саму человеческую телесность, создать более «совершенного» человека, наиболее приспособленного к выполнению тех или иных конкретных функций. Кажется, что современная наука открывает такие возможности. Появились энтузиасты, пропагандирующие новые способы экспериментирования над человеческим телом и связыва ющие с изменением человеческой телесности осуществление самых дерзновенных мечтаний, реализацию новой генно-технологической утопии. Возникающая в этой связи проблема связана даже не столько с возможностью или невозможностью такого рода экспериментов (как писал Н. Бердяев, особенность утопии не в том, что она не существует, а в том, что она может осуществиться), сколько с тем, что подобного рода вмешательство может привести к необратимым последствиям, сходным с результатами человеческого воздействия на природу, поро дившими современный экологический кризис: человек может пере стать быть человеком. Известный теоретик Ф. Фукуяма пишет о «нашем постчеловеческом будущем». Между тем все существующие сегодня на Земле цивилизации с их представлениями о нравственности пред полагают ту человеческую телесность, с теми присущими ей возмож ностями и ограничениями, с тем распределением способностей между

Новости