Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 48



При этом было бы заблуждением утверждение, что они предпочитают рационализму практики медитации. В буддийской философии-религии предлагается несколько путей освобождения. Можно каждый день читать Махабхарату (рецитация), и через несколько лет неожиданно, как бы без усилий открывается целостный смысл религии; можно достичь того же — через веру. Но главным считается путь освобождения через познание, и в этом смысле буддисты более рациональны, чем даже европейцы.

Индийская или китайская философия (культура, человек), конечно, иная, чем европейская философия (культура, человек), но эти культуры так же уникальны, как и европейская. Только индийская (китайская) культура, в отличие от европейской, не универсальна (или, что то же самое, не тематизирует свою открытость). Однако универсальной может быть лишь одна из культур. Эта «должность» (быть универ сальной), которую сама взяла на себя европейская культура, вовсе не освобождает от человеческого горя, беспросветности и зла. Европей ское отчуждение человеком своей человеческой сущности вовсе не слаще, чем индийское (китайское) отчуждение. Скорее — горше, и как раз в силу универсальности европейской культуры. И ее ответствен ность за несуразицу в мировой истории также больше.

Никакая другая культура и не претендует на должность универ сальной культуры. Например, некоторые представители исламской культуры утверждают, что ислам — это Третий Завет, и он должен быть принят всеми людьми, или что исламская культура (и религия) должна стать единственной общемировой. Однако они вовсе не хотят, чтобы исламская культура стала, наподобие европейской культуры, универ сальной, открытой, но хотят (естественно, желая всем только добра), чтобы их особенная культура и стала общемировой. Резонно выдви нуть предположение, что современный кризис самоидентичности европейской культуры можно понять как отказ современной евро пейской философии и культуры выполнять роль универсальной (открытой). Однако и призыв «назад к европоцентризму» (который я разделяю) вовсе не должен бы вызвать у европейцев (понявших, какие им вменяются обязанности) радостного энтузиазма, просто им деваться некуда.

Новости