Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 53



культур, сколько в оппозиции этих составляющих ВНУТРИ самой европейской культуры.

ОППОЗИЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО И УНИКАЛЬНОГО КАК ГЛОБАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО

Глобализация является нацеленным в будущее проектом европейской культуры, заложенным еще в ее античном истоке. Первоначально национальные культуры1 выступали важным этапом этого проекта, ведь они — продукт не коллективного, а индивидуального творчества (в их истоке — имена выдающихся писателей, художников, мысли телей), обязательно несущего на себе печать авторства. Национальные культуры предполагают некоторый всеобщий эквивалент (хранящийся в библиотеках и музеях) и форму культурного единства, требующую не группового, а индивидуального участия в нем. В границах этого единства люди осознают себя не этнически однородной массой, а авто номными единицами, обладающими индивидуальным самосознанием и свободой выбора. Таким образом, глобализация, обращенная в будущее, может быть обоснована только индивидуальностью настоя щего. И лишь вместе «всеобщее» и «единичное» порождают нацио нальное как особенное, которое изначально обращено в прошлое. Получается, что в культуре имеет место последовательность, обратная хронологической: сначала будущее (всеобщее) и настоящее (единичное), а затем — прошлое (особенное). Причем глобализация и индивидуа лизация в истории культуры являются делом рук, ума, сердца человека, и именно европейского человека.

Во второй половине XX века отчетливо проявились процессы, казалось бы оставшиеся за чертой Нового времени с его универсализа цией и интеграцией мировой культуры. A.J1. Доброхотов пишет: «Вместо того чтобы осуществлять утопическую мечту рационалистов XVI—XVII вв. о сверхнациональном и сверхрелигиозном сообществе преобразователей природы, которая казалась такой реальной уже в конце XIX в., европейская культура разбилась на два потока.... Один

1

См.: Межуев В.М. Национальная культура // Теоретическая культурология. М., 2005. С. 470-476.

Новости