Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 54



поток вел к созданию планетарной техники, мировой системы комму никаций, транснациональной экономики, другой — к «истокам», к углублению в национальные традиции, региональные культуры и т.д. Общими у этих потоков были разве что торопливая интенсивность и взаимная непримиримость. ... Партия, если так можно выразиться, «культурного интеграла» достигала своих идеалов ценой превращения личности в атомизированный объект, легко поддающийся манипуля циям извне; партия «культурного дифференциала» превращала личность в частицу органической массы, чем бы она ни признавалась — родом, общиной, нацией, — и тем самым делала личность столь же беззащитной перед активизмом любого самозванного «пастыря», сколь беззащитна она перед безличным механизмом планетарной цивилизации»1. Две мировых войны были обусловлены в первую очередь все той же драмой раздвоившихся путей европейской циви лизации. И сейчас из этого же живучего корня вырастают все новые и новые конфликты, которые проявляют удивительную способность к мутациям и экспансии.

Нерешенность в современной европейской культуре проблемы взаимоотношения ее универсальности и уникальности непосредственно отражается на иных культурах. Следствием этого является НЕПРИ МИРИМОСТЬ оппозиции евро-американского глобализма, который может себе позволить жить преимущественно во времени, поскольку пространство для него практически не имеет значения, и локальных общностей, которые обитают в основном в пространстве, пытаясь изо всех своих национальных и конфессиональных сил сделать его значимым. В.Ж. Келле обращает внимание2, что хотя глобализация имеет большую предысторию, но впервые о ней заговорили в связи с военными, демографическими и экологическими угрозами, а новый импульс к развитию этой темы дали информационные технологии. Глобализация обострила взаимоотношения евро-американской циви лизации с развивающимся миром из-за противоречий как раз с местной духовной культурой и элитой. Поскольку на первом плане оказываются

1

   Доброхотов A.JI. О предмете культурологи // От философии жизни к филосо фии культуры. СПб., 2001. С. 18.

2

   Келле В.Ж. Процессы глобализации и динамика культуры // Культура и культу рология: тенденции и проблемы М., 2002. С 36—38.

Новости