Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 58



Ю.Д. Гранин

ФОРМИРОВАНИЕ

«ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Каждому воздастся по делам его... Еще недавно полосы многих, в том числе и респектабельных, изданий были переполнены статьями, авторы которых, молясь новым Богам, сводили счеты со своей старой фило софской совестью. Им вторили вчерашние марксисты-экономисты — «чикагские мальчики», с комсомольским задором предлагавшие осво бодить науку (сиречь экономику) от идеологического диктата фило софии. «Общим местом» этих писаний была квалификация советского этапа отечественной философии в качестве «интеллектуального провала»: «шага назад» не только от русской философской мысли первой трети XX столетия, но и от западноевропейской марксистской традиции, в рамках которой А. Альтюссер, А. Грамши, Р. Гароди, Д. Лукач, Э. Фромм и другие создавали свои оригинальные концепции. Советские же философы, писали, далее «догматического теоретизиро вания», будто бы, не пошли. Однако реальная история советской фило софии имеет мало общего с этими инсинуациями. Г.С. Батищев, И.Г. Блауберг, А.Ф. Грязнов, А.А. Зиновьев, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров, М.К. Мамардашвили, И.Т. Фролов, B.C. Швырев, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и многие другие выдвинули ряд плодотворных идей и концептов, оказавших значительное влияние на развитие совре менной философской мысли. Имя Владислава Жановича Келле в ряду выдающихся отечественных философов стоит одним из первых.

Еще в 1960-е гг., когда в нашей философии начались дискуссии об азиатском способе производства, соотношении логического и истори ческого в познании социальной реальности, В.Ж. Келле внес большой вклад в развитие теории общественно-экономических формаций.

Новости