Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 65



вопрос: «Кто я (Мы)?» в полной мере зависит от ценностно-оценочных представлений и знаний о «Них».

В конечном счете идентичности представляют собой индивиду альные и групповые конструкты — вербализованные результаты отне сения к «воображенным общностям» (Б. Андерсон), определяемые, в свою очередь, предшествующим воспитанием, образовательным и культурным «багажом» и наличествующим в данный момент «окру жением»: политическими ландшафтами, информационными и куль турными «пространствами», в которые индивиды и группы вынуж денно помещены и в которых они существуют. Поэтому главные угрозы национальной идентичности в эпоху современной глобализации исходят не только от потока инокультурных мигрантов, этнокультур ного и политического сепаратизма. В значительной степени мере процесс эрозии идентичностей был вызван изменением интеллекту альной атмосферы в лоне самой евро-атлантической цивилизации, претерпевшей в XX столетии значительные трансформации. Этот вопрос заслуживает отдельного обсуждения.

* * *

Становление и развитие евро-атлантической формы глобализации было связано не только с появлением и распространением в пределах и за пределы Европы в XVII—XIX столетиях новых форм и институтов экономического развития, способствовавших становлению принци пиально иного — индустриального — типа хозяйства, но и с формиро ванием и распространением новых политических форм общежития и новых социальных общностей: «национальных государств» и «наций». По сути, она представляла собой «модернистский проект» — была орга нически связана с идеалами Просвещения, гарантирующими опти мальное — национальное — устройство пространства совместной жизни лингвистически, конфессионально и культурно разных народов в Европе и за ее пределами не на основе традиций, а на основе рацио нально сформированных общей «памяти», общих «ценностей» и общей «судьбы». Однако проект модернизма, с характерным для него обожест влением и верой во всемогущество человеческого разума, уже в конце

XIX века был сначала подточен ницшеанством, подорван двумя миро выми войнами, тоталитаризмом и структурализмом в первой половине

Новости