Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 66



XX века и почти совсем разрушен во второй половине XX столетия культурным и философским постмодернизмом.

Постмодернизм бросил интеллектуальный вызов не только нацио нальной идентичности и национальным формам общежития. Под сомнение были поставлены интеллектуальные и культурные скрепы всей претендующей на глобальное господство евро-атлантической цивилизации: классическая наука, с ее пафосом рационального познания мира и презрением к религиозным догмам и суевериям, и культура модерна, с ее вниманием к общечеловеческим ценностям и классическим образцам. В социальных науках упор был сделан на отказ от парадигмальных образцов естествознания, логоцентризм и равноправность дискурсов любого рода, а в культуре — на ее плюра лизацию, виртуализацию и визуализацию. Модернистской установке на искусственную гомогенизацию, «выравнивание» социкультурного пространства постмодерн противопоставляет якобы естественную плюральность последнего: растущее множество отдельных и вполне конкурентоспособных образований — «картин мира», идеологий, миро воззрений, научных парадигм, политических, экономических и куль турных практик, образов жизни и т. п.1

В результате использования характерных для постмодернизма интеллектуальных стратегий децентрации2 и деконструкции3 разру шению подвергается выстроенное наукой в эпоху модерна западоцен- тричное (евро-атлантическое) представление о характере становления и эволюции всемирной истории: ее разделение на политически, эконо мически и культурно «развитый» Центр (Запад) и «догоняющие» его

1

   Тем самым в культурное пространство современного Запада возвращаются, казалось бы, давно вытесненные из него архаичные дискурсы и практики: мифы, древние формы религиозных культов, алхимия, астрология, магия. Растет интерес к противопоставляемой национальной расовой и этнической реальности — мар гинальным объектам и ситуациям: языку, фольклору, быту, традициям и обычаям, «безумию», «порнографии», «однополым бракам» и «сексуальному насилию».

2

   Отказа от поисков центральных элементов в тех или иных знаково-симво лических комбинациях и конструирования новых комбинаций без опоры на какие- либо «центры» или «ядра».

3

   Образованный из двух слов, «деструкция» и «конструкция», введенный Ж. Дерридой термин «деконструкция» подразумевает «разборку» присутствую щих в культуре старых смысловых образований и «сборку» полученных элементов в новых комбинациях.

Новости