Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 88



и спокойно обустраиваться на манер других стран третьего мира, ибо «третьемирская» сущность, внутренняя гнилостность присуща стране, по мнению сторонников этой точки зрения, во все времена. В част ности, и правильный диагноз о неформальной, а не государственно регулируемой экономике СССР (в магазинах ничего, на столах все) и о неформальной (а не рыночной) экономике 90-х и тут же исполь зуется, чтобы сказать: такая экономика была открыта на примере Ганы, характеризует третий мир, и, следовательно, Россия — страна третьего мира. Остается только выбрать модель, и выбирается Бразилия — одна из самых далеких нам по культуре и принадлежащих к третьему миру стран. Автор данной статьи не хочет принимать этот образ, хотя он иногда пугающе реален. Именно так стал реальным для Запада и перерос в реальность образ России как страны внутренней деспотии и внешней агрессии. И 27-миллионные жертвы Второй мировой войны, и самораспад страны, и отречение от коммунизма ничего не изменили в этом имидже1. А ведь ни о чем нельзя сказать правду без любви. Образ — это не научное представление, это то, какой кажется страна или какой ее хотят видеть.

Не согласен с третьемирскими и алармистскими сценариями народ, генетический код которого имеет другие характеристики российского прошлого и отсюда будущего. Вот — корень победы Путина на выборах и относительной устойчивости его рейтинга, несмотря на малое улучшение экономического и морального климата, тревогу и неясность в отношении избранного пути. Патриотизм — не атавистическое или патриархальное чувство, а переживание граждан ства, сакрализация своих истоков даже теми, кто очень современен, хотя большинство-то живет, как это ни парадоксально, в мало изме нившемся мире (например, в российской деревне).

Мы согласны с той трактовкой третьего мира, которая проистекает из биполярности, из противостояния двух мировых систем, между которыми располагалась третья. В модернизационном плане третье мирская сущность определена мною наличием таких препятствий к развитию, которые делают его постколониальным по типу2. Это вклю

1

   Шаповалов В.Ф. Восприятие России на Западе: мифы и реальность // Обще ственные науки и современность. М., 2000. № 1. С. 51—65.

2

   См.: Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997. С. 248—251.

Новости