Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 171



предназначение языка никогда и не состояло в том, чтобы обозначать вещи. Скорее, функция языка состоит в обеспечении интерсубъек тивной коммуникации при осуществлении совместной деятельности, которая, как оказывается, вполне может обойтись и без строгой рефе ренции к вещам, задаваемой посредством языковых выражений»1.

* * *

В истории отечественной словесности авторитет Слова был унасле дован от древнерусского христианского почитания Книги. Со времени петровских преобразований начинает формироваться единство «фило софского» и «поэтического», и это характеризует не только художе ственный стиль, но и особенности развития русской философско- общественной мысли. Но на рубеже XIX—XX веков слово утратило целостность. Знак и смысл — какими бы терминами эти ипостаси ни назывались — стали осознаваться как различные, не всегда согласо ванные друг с другом инстанции. Утратив метафизическую вертикаль — то пространство, в котором «не открывают законов, а ищут смыслы и решают смысложизненные проблемы человека»2, — Слово потеряло свою силу. Прежде всех это почувствовали поэты.

В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает.

Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества.

И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова3.

1

   Суровцев В.А., Ладов В.А. От переводчиков // Сол А. Крипке. Витгенштейн

о правилах перевода и индивидуальном языке. М., 2010. С. 8.

2

   Келле В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющая культуры // Вопросы философии. 2005. № 10. С. 49—50.

3

   Гумилев Н. Слово (1921) http://www.litera.ru/stixiya/authors/gumilev/v-onyj-den. html.

Новости