Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 178



может оказаться несколько этносов. Более того, этнос со всеми прису щими ему культурными константами, и прежде всего со своим мента литетом, сохраняется и не на своей этнической территории, когда он выступает в качестве диаспоры.

Ментальность является синтетической характеристикой, позво ляющей соединить рациональный способ миропонимания с соци альным бессознательным. Ментальность — это такое образование, которое в значительной своей части человек пропускает не столько через разум, сколько через сердце. В рамках ментальности присутствуют такие оппозиции, как рациональное и иррациональное, сознательное и бессознательное, природное и социальное. Существенной характе ристикой, атрибутивным свойством ментальности является стереотип ность, т.е. предрасположенность, внутренняя готовность человека действовать определенным образом.

Анализируя ментальность, нельзя обойти вниманием целое научное направление, сложившееся в середине XIX века и сконцентрировавшее свое внимание на проблеме психологии народа. Основоположниками этого направления считают немецких ученых М. Лацаруса и X. Штейн- таля. Основная их идея заключалась в том, что все представители одного народа носят отпечаток на своем теле и душе. У этого народа одинаковые склонности, предрасположенности, единый народный дух. Народный дух в таком понимании есть психическое свойство индивидов, принадлежащих к одному народу, его самосознание.

Идеи М. Лацаруса и X. Штейнталя получили развитие в этнопси хологии, психологии народа или ментальности как типе культуры. Они говорят об особом народном духе, который определяется единством происхождения и средой обитания. Немецкий психолог В. Вунд, развивая психологическое направление, написал десятитомную «Психологию народов». Для понимания ментальности важным явля ется его идея о том, что высшие психические процессы людей, их мышление, есть продукт историко-культурного развития сообщества людей. Он подчеркивал неправомерность отождествления индивиду ального сознания и сознания народа. Народное сознание есть творче ский синтез, интеграция индивидуальных сознаний. Результатом этого синтеза является особая реальность, которая находит выражение в языке, мифах, морали. Нам представляется такой подход плодо

Новости