Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 179



творным, особенно в той его части, которая позволяет экстраполиро вать трактовку Бундом индивидуального сознания и психологии народа на понимание соотношения менталитета отдельного человека и ментальности народа, этноса.

Нация, хотя часто и рассматривается как форма этнической общности, представляет собой совокупность всех граждан определен ного государства независимо от их этнической принадлежности. Для нации наряду с этнокультурными признаками характерны территори альные, социально-экономические, государственно-политические черты и признаки, литературный статус языка, что не является обяза тельным для этноса. Нация — это образование не только более позднее, но и более высокого порядка. Применительно к нашей проблеме можно заключить, что в рамках одной нации оказываются и сохраня ются этносы со специфическим этнонациональным менталитетом. Таким образом, и «этническое», и «национальное», «ментальное» явля ются релевантными категориями. При этом этнос характеризует отно шение устойчивой общности людей к природе. Если мы рассматриваем исторически сложившееся устойчивое образование людей как общности в отношениях с общественной структурой, с социумом, со сферой борьбы за захват и удержание власти, имея в виду, на чьей стороне выступил народ, какую политическую программу поддержал или на стороне каких политических сил выступил, то в таком отношении общность выступает как народ.

Анализ этой же исторически сложившейся устойчивой общности и в этническом, и в социальном аспектах позволяет увидеть такие ее стороны, которые дают основания рассматривать ее как нацию. Понятно, что из трех этих понятий наибольшую «ментальную» нагрузку несут этнос и нация, точнее — этническое и национальное. При этом этническая ментальность несет в себе наибольшую природную обуслов ленность, а нация — социальную. И именно национальное самосо знание определяет ментальность народов. Национальное самосознание не сводится к осознанию индивидом своей принадлежности к опреде ленной национальной общности, к которому долгое время оно своди лось. Представляется правомерной точка зрения Ю.В. Бромлея, который под национальным самосознанием понимает «весь комплекс представлений национальности о самой себе (в том числе о принад

Новости