Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 183



альные последствия научных открытий? В связи с развитием науки, ее мощью проблема эта приобрела еще большую актуальность.

Когда мы имеем дело с наукой, то она фиксирует объективные связи и отношения, присутствующие в мире. При этом существенные свойства, связи и отношения выступают в форме гипотез, категорий, законов и т. п. И они не требуют эмоционального отношения к себе, поскольку не затрагивают интерес человека. Законы термодинамики или любой другой науки не могут нравиться или не нравиться нам, а содержание знания не зависит от познающего субъекта. Хотя, надо заметить, так было и есть в рамках классической науки, где одни и те же свойства объясняются теми же причинами, достижение объектив ности требует изъятия позиции субъекта из исследовательской деятельности.

Существенные изменения произошли в период неклассической науки. Здесь нельзя исключить влияние субъекта на процесс познания. С открытием корпускулярно-волнового дуализма измерительные приборы становятся важными составляющими процесса познания, а отношения «субъект — объект» заменяются на отношения «субъект — средства познания — объект», что нашло выражение в принципе допол нительности Нильса Бора. Постнеклассическая наука встала перед необходимостью помещать в ряд «субъект — объект» ценностные регу ляторы (представления об ответственности за последствия научных открытий, благо человека и т.д.), в результате познавательный процесс приобретает следующий вид: «субъект — ценности — объект». Постне классическая наука — это новый тип рациональности, который концен трирует внимание на ценностях человеческого существования. Познание в полном объеме получает гуманитарное измерение. Знание как в классической, так и неклассической науке нацелено на поиск истины, но ориентировано на ценность. Именно поэтому возрастает нравственная составляющая научного знания вообще, социального познания в частности.

Думается, принципиальный подход к выявлению нравственной составляющей социальной философии дает разработанная В.Ж. Келле идея о двух типах знания1 (развитая затем в «Теории и истории» Келле

1

Келле В.Ж. Социальное знание и социальное управление. М., 1976. С. 38—52.

Новости