Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 207



т. е. идеологические задачи, или задачи формирования адекватного представления о социальной реальности (в том числе и о реальность самой идеологии), т.е. задачи познания этой реальности, по возмож ности, научного?

Вообще говоря, т. е. в идее, истмат мыслил себя как научную идео логию, и потому никакого фундаментального противоречия внутри него между этими целями возникать не должно было. Соответственно, и компетенцию философско-методологической рефлексии над истматом следовало ограничить выявлением частных расхождений, для их дальнейшего устранения (преодоления) за счет взаимной коррекции познания и идеологии. И естественно, при этом ни о каком сознательном различении науки и идеологии внутри истмата и речи быть не могло. Дело, однако, было в том, что к 60-м гг. прошлого столетия зазор между истматовской идеологией и реальностью был уже настолько велик, что как раз ни о какой самоочевидной научности марксистской идеологии речи уже не было. И это обстоятельство, надо сказать, было очевидным и для профессиональных идеологов, и для ученых-гуманитариев. Но если, с точки зрения первых, именно социально-гуманитарные науки следовало подстраивать под идео логию, то для тех отечественных социальных философов, кто пытался честно работать в рамках истмата, единство в нем науки и идеологии (под руководством идеологии) представлялось отнюдь не исходным пунктом их размышлений, но чрезвычайно острой проблемой, пред полагающей как раз четкое различение этих составляющих истмата и коррекцию именно идеологии.

В те времена более или менее серьезные самостоятельные разра ботки в истмате допускались только в рамках задач по обслуживанию корпуса идеологических установок, а отнюдь не с целью объективного познания социальной реальности. Соответственно, задачей рефлексии оказывалось не столько критико-методологическое осмысление истматовских гипотез в их соотнесении с социальной реальностью, сколько эффективное участие в их трансформациях под прагматиче ские конъюнктурные контексты, т. е. прагматизация историко материалистических идей под решение идеологических задач (причем задачи эти отечественные социальные философы отнюдь не сами себе ставили). С этой точки зрения философско-методологическая

Новости