Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 218



ности в полном согласии со мной и самого В.Ж. Келле. Попытаюсь сделать это в той же свободной от излишнего академизма манере, в какой написана и статья JI.K. Науменко.

Начну с того, что меня прямо касается. Еще в 60-х гг. прошлого века я в ряде книжных и журнальных публикаций предложил рассма тривать зарождавшуюся тогда философскую теорию культуры как теорию духовного производства. Затем этот термин, заимствованный, естественно, у Маркса, получил широкое распространение среди культурологов и социологов науки. Достаточно назвать имена того же В.Ж. Келле, Н.С. Злобина, Н.В. Мотрошиловой, B.C. Библера и ряда других известных авторов, которые так или иначе использо вали этот термин в своих работах. Не могу сказать, что они одинаково трактовали его, но факт остается фактом — он прочно утвердился в социально-философском лексиконе того времени. Чуть позже в составе коллектива авторов я участвовал в написании монографий «Духовное производство» и «Производство как общественный процесс». В написанных мной главах я попытался изложить свое понимание смысла этой категории в работах Маркса. Поскольку JI.K. Науменко постоянно апеллирует к авторитету Маркса, я с удив лением обнаружил в его статье следующий пассаж: «Несколько слов

о затронутой выше теме «духовное производство». Само это слово сочетание вызывает у меня — как бы это сказать помягче? — изжогу. Сколько было в свое время на эту тему написано! — Клондайк, золотая лихорадка. А дело-то вот в чем»1. Дальше идет рассуждение о том, что разделение материального и духовного производства, призна ваемое многими, основано на чистом недоразумении, а представ ление о том, что производство знания и производство ценностей — два разных вида производства, вообще лишено всякого смысла. Для тех, кто так думает, производство интеллекта, в котором нуждается материальное производство, не имеет, видимо, ничего общего с духовным производством, под которым понимается лишь произ водство «удовольствий для публики». «Вот и разделили знания и ценности, интеллект и удовольствия, материальное производство и духовное, материальные блага и блага духовные. Там пища, тут

1

Цит. по кн.: Марксизм. Альтернативы XXI века. Дебаты постсоветской школы критического марксизма. С. 92.

Новости