Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 274



Биографические же обстоятельства предполагаются незначительными для серьезных расхождений в интерпретации объекта. Получившаяся картина мира повседневной жизни является для «мы-группы» само собой разумеющейся: она имеет общую систему релевантностей, набор рецептов действий в типичных ситуациях, набор представлений о «нормальном», «естественном» поведении.

Лишь очень малая часть запаса повседневного знания приобрета ется личным опытом. Большая его часть передается референтами посредством языка. Язык служит основой для типизации мира повсе дневной жизни и для придания анонимности этим типизациям. Анонимные типизации и являются основой интерсубъективности повседневности. Анонимные и типизированные интерпретации явля ются общими для всей «мы-группы». Знание социально распределено. Каждый индивид может являться «экспертом» в какой-то опреде ленной, возможно крайне узкой и ненужной, области и «дилетантом» в другой. Это обстоятельство позволяет, в случае возникновения слож ностей в какой-то области, обращаться к «эксперту» именно в этой области. Экспертное знание отделяется от повседневного, путем отказа от «само собой разумеющихся» представлений, и осмысления, рефлексии конкретной области знания, которая и становится экспертной1.

Бергер и Лукман продолжают развитие социологии знания на основе идей Шюца. Реальность повседневной жизни имеет интерсубъ ективный характер. Это означает, что реальность не переживается как таковая лишь одним индивидом. Она как бы делится между всеми членами общества, границы которого и определяются отношением к той или иной объективной реальности. Безусловно, различные инди виды могут иметь различное представление о конкретных деталях этой реальности, но они разделяют ее в целом. В ходе общения, идеальная форма которого — лицом к лицу, а остальные являются лишь вариа циями, индивиды объективируют смыслы, делая их общедоступными. Важнейший вид объективации — это сигнификация, в первую очередь при помощи языка. Язык рутинизирует и тривиализирует объективи

1

Шюц А. Структура повседневного мышления //Социологические исследова ния, 1988. №2. С. 129—137; Шюц А. О множественности реальностей // Социологи ческое обозрение, 2003. Т. 3. №2.

Новости