Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 276



Теряет смысл когда-то актуальный вопрос «о чем этот фильм?», «что изображено на этой картине?», «что символизирует эта мелодия?». Сам фильм, сама картина и мелодия являются сообщениями, которые автор хочет передать. Мак-Люэн рассматривает средства коммуникации по степени участия в них аудитории. В таких «горячих» средствах, как радио, кино, фонетический алфавит, участие аудитории незначительно, тогда как в «холодных»: телефон, телевидение, иероглифическое письмо — аудитория «достраивает» недостающую информацию сама. Непонимание того, что средство коммуникации есть само сообщение, может привести к серьезным ошибкам в попытке установления диалога между представителями различных культур, если пренебрегать при этом самими средствами коммуникации и уделять внимание лишь тексту сообщения1.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса представляет собой новое критическое прочтение Маркса. Если Маркс выводит социальное взаимодействие напрямую из отношения к труду, то Хабермас предлагает развести два основополагающих компонента социальных отношений: целерациональное действие (труд) и комму никативное действие (взаимодействие). По утверждению Хабермаса, именно второе и является уникальным для человека видом деятель ности. Целью коммуникативного действия является достижение пони мания, что перекликается с социальным действием в определении Вебера. По аналогии с различным отношением к средствам произ водства, формирующим различные общественно-экономические формации, Хабермас говорит о различных искажениях коммуникации, препятствующих полному взаимопониманию. Чистая, неискаженная коммуникация у Хабермаса есть некое подобие коммунистического общества Маркса2.

В своем описании коммуникативного процесса Хабермас опира ется на семиотическую и феноменологическую традицию. Он говорит

1

   Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. М.; Жуковский, 2003.

2

   См.: Маркс К. Капитал. Т. II. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 24. С. 43—44; Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 19. С. 18; Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 1, Reason and the Rationalism of Society. Boston: Beacon Press, 1984. P. 286.

Новости