Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 279



сами идеи. Это касается как их популяризации и распространения в обществе, так и ценностного статуса. Общество «замечает» ту или иную идею, а тем более высоко ее оценивает прежде всего потому, что так считает некое профессиональное сообщество — «интеллектуальная сеть». Однако внутри такого сообщества статус идей или их авторов определяет система критериев, в том числе и достаточно субъективных. Идеи могут как пропагандироваться, так и «замалчиваться». Коллинз подробно анализирует структуру таких сетей, особо выделяя роль интеллектуального и организационного лидеров, обеспечивающих, соответственно, производство идей и их тиражирование. Он также пишет о «горизонтальных» (сообщество современников) и «верти кальных» (поколения последователей) структурах, превращающих, по словам Коллинза, культурный капитал в новую культуру1.

По сути, Коллинз разрабатывает новый подход к истории философии, предлагая обратить внимание не только на сами фило софские идеи, но и на то, как они завоевывают мир или же остаются неизвестными.

Интерпретация процесса движения идей в терминах теории комму никации можно назвать интеллектуальной коммуникацией2. Ее содер жанием будет исследование того, как идеи путешествуют по времени, преодолевают лингвистические пороги, мировоззренческие барьеры, классовые и социальные стереотипы, эпистемологические препятствия («obstacles epistemologiques» — Г. Башляр).

Как справедливо отметил Луман, говоря об «имманентной неверо ятности» коммуникации, непонятно, как вообще можно говорить о коммуникации, раз каждый из ее компонентов (информация, сообщение, понимание) является случайным, необязательным и неод нозначным3. Тем менее понятно, как можно говорить об «интеллекту альной коммуникации» как трансляции и распространении философ ских идей. Но ведь мы точно знаем, что идеи не только возникают, но и искажаются и(ли) усваиваются учениками, опровергаются недругами,

1

   Коллинз Р. Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. С. 33.

2

   См. подробнее: Артемьева Т.В. Проблемы интеллектуальной коммуникации // Wiener Slavwistischer Almanach/ Band 59, Miinchen, 2007. С. 113—128.

3

   Луман H. Медиа-коммуникации. М: Логос, 2005. С. 7—8.

Новости