Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 283



Согласно классической модели Г.Д. Лассуэлла, коммуникаци онный подход предполагает выявление объекта и субъекта коммуни кации, ее содержания, способа общения (или коммуникационного канала) и, разумеется, конечного эффекта1. Если мы посмотрим на российские сообщества, порождавшие и потребляющие философские идеи, то увидим, что они отнюдь не представляют собой однородную и гомогенную социальную структуру. Более того, в России эпохи Просвещения мы имеем дело не менее чем с тремя интеллектуальными сообществами, практически не коммуницирующими друг с другом. Одно из них представляет собой систему академических институтов, включающую как видимый, так и невидимый колледж. Прежде всего можно назвать Санкт-Петербургскую академию наук с Академическим университетом (1724) и Московский университет (1755), а также Российскую академию (1783), Академию художеств (1757), Дерптский (1802), Харьковский (1804), Казанский (1804) университеты и др. Это сообщество было представлено университетской профессурой, акаде миками и академической администрацией. Оно было интернацио нально по своему составу и, в свою очередь, включено в междуна родный академический обмен идеями через публикации, переписку, приглашения на службу в другие страны.

Другое сообщество составляли преподаватели церковных школ, прежде всего духовных академий в Киеве и Москве, образованное духовенство, ученое монашество.

Третье сообщество составляла дворянская элита, представителем которой являлся высокообразованный интеллектуал, «дворянин- философ». Такой исключительно знаковый псевдоним был избран Ф.И. Дмитриевым-Мамоновым (1727—1805). В эпоху Просвещения потребление знания приобрело престижный и статусный характер.

Члены этих сообществ были достаточно тесно связаны друг с другом — происхождением, образованием, системой общих взглядов, которая воспроизводилась и развивалась с помощью различных меди альных средств, но связи между сообществами были нерегулярны, случайны и не обеспечивали формирования общей системы интеллек туальных ценностей. Сформировавшись в начале XVIII в., они посте

1

Lasswell H.D. «The structure and function of communication in society». The Communication of Ideas. N.Y., 1948.

Новости