Сборник научных трудов
Человек в интеллектуальном и духовном пространствах
стр. 409



и развивающейся системы и анализе сознательной деятельности людей, но и при выявлении гуманистического смысла истории; в-третьих, дают ту концептуальную основу, которая позволяет рассматривать категориальный аппарат исторического материализма как охватыва ющий общество в тех реальных ипостасях, в которых оно выступает перед познающим субъектом. При этом, конечно, надо помнить, что абсолютизация этих аспектов недопустима, что все они характеризуют, хотя и с разных сторон, одно и то же общество и его историю. Картина общества будет неполной, если его исследовать в одном каком-либо аспекте, изолированном и оторванном от других. И только в совокуп ности они открывают возможность всестороннего анализа историче ского процесса.

История социального познания убедительно показывает, что абсо лютизация первого аспекта, будь то путем сведения социальных зако номерностей к природным или путем отрицания значения активности и роли социального субъекта, ведет к фаталистическому взгляду на историю, превращая человека в марионетку некоей природной или неприродной силы, к вульгарному социологизму и т. п. Если же абсо лютизируется второй подход, исторический процесс начинает рассма триваться волюнтаристически, независимо от того, апеллирует ли теоретик, как это обычно было в прошлом, к творческой мощи великой личности или, как это трагично проявляется в политике маоистов, к деятельности масс, которым за несколько лет труда обещается десять тысяч лет счастья. Попытки же абсолютизировать третий аспект неиз бежно навязывают истории провиденциализм, представление о том, будто она с самого начала работала на реализацию некоей цели.

Но вычленение трех аспектов анализа общества имеет еще одно существенно важное значение — оно позволяет поставить вопрос об их иерархии и взаимном соподчинении. Дело в том, что поскольку при любом аспекте общество рассматривается как некая целостность, то может сложиться иллюзия, будто последовательность исследова тельских подходов не имеет значения. На самом деле это не так, о чем свидетельствуют хотя бы те многочисленные морализирующие доктрины, которые пытаются заменить научное экономическое обоснование социализма апелляцией к гуманистическому смыслу истории. Установление иерархии исследовательских аспектов позво

Новости