Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси
стр. 273



Уже несколько столетни г. Трапезунд был крупнейшим торговым центром, посредником между северным Причерноморьем и странами Передней Азии. Источники отмечают регулярную торговлю Трапезунда с Крымом и адыгским берегом Черного моря. Поставив в зависимость от себя Трапезунд и Синоп, сельджукские султаны тем самым приобрели возможность оказывать политическое влияние на крымские города (Судак, или Согдак, и др.). По-видимому, в течение нескольких лет приморские области Крыма номинально признавали сюзеренитет сельджукского султана, который, однако, некоторое время непосредственно в их дела не вмешивался.

Но вот около 1221 г. сельджукский султан Ала ад-дин Кейкобад (1219—1236) на приеме в г. Кайсарие услышал жалобу одного кулца, торговавшего в половецких и русских землях, на то, что в последней поездке на север он был ограблен «у Хазарской переправы» (в Керченском проливе или на Переволоке). Этот случай послужил предлогом для непосредственного вмешательства сельд^куков в дела Крыма и половцев К

Султан снарядил большое войско во главе с эмиром Ху сам ад-дином Чобаном и, посадив его на корабли, направил в Крым. Еще до прибытия сельджукских войск жители Судака, крупнейшего в то время города в Крыму, отправили послов к половецкому хану (буквальна царю-малик) с просьбой о помощи. Одновременно они через посла подтвердили покорность эмиру Чобану, признавая себя по-прежнему подвластными султану, обещая ему по обычаю немалую взятку в 50 тыс. динаров — «на подковку лошадей» 2.

Однако на этот раз Чобан «с негодованием» отверг предложенные деньги и высадил войска около города. Тем временем собралось половецкое войско, в составе которого находились и русские отряды. Основная часть русских во главе с князем (малик) 3 еще не подошла. Этим воспользовался Чобан и в двухдневном сражении разбил половецкие отряды, так что, когда русский князь появился под Судаком, он остался уже без союзников и ему пришлось вступить в переговоры с сельджукским военачальником.

Ибн Биби передает содержание послания русского князя эмиру Чобану, в котором тот, якобы признавая себя «верным рабом» султана сельджуков, выражает жела-


Новости