Селезнев Ф.А.
Выборы и выбор провинции: партия кадетов в Нижегородском крае (1905—1917 гг.).
стр. 278

искусство приспособления к общественному мнению. Надо обращать внимание даже на предрассудки толпы, создающей общественное мнение. Для лиц интеллигентного класса, для меньшинства, религия, например, имеет совершенно другое значение, чем для большинства, для толпы. Для этой толпы существует лишь обрядовая религия. Разнице в обрядах веры толпа придает громадное значение. Подавляющая часть нашего городского населения исповедует православную веру. Лицо, исповедующее другую веру, например, еврейскую, лютеранскую, католическую не может быть популярно в этой массе. Поэтому надо избрать православного кандидата». (Листок Нижегородской группы партии Народной свободы (конституционно-демократической). 1906. №2. 13 апреля.)

4    В.Е. Чешихин-Ветринский обвинил Нечаева в «оппортунизме», Е.М. Ещин - в антисемитизме. Г.Р. Килевейн заявил, что «точка зрения Нечаева разрушает основные принципы Конституционнодемократической партии: веротерпимость и национальное равноправие».

5    На том же собрании 15 апреля А.А. Савельев заявил: «Русский народ никогда не был народом нетерпимым: он всегда мирно уживался со всеми верами и народностями». При этом Савельев привел ряд конкретных примеров из истории Нижегородского края.

№ 13

1906 г. мая 2. — ПИСЬМО НАЧАЛЬНИКА НИЖЕГОРОДСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАЧАЛЬНИКУ НИЖЕГОРОДСКОГО ОХРАННОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТИИ КАДЕТОВ

Секретно

Признавая необходимым быть постоянно осведомленным о действиях К. демократической партии (т. называемой Партии Народной Свободы), о ближайшей цели ее действия [...] а также дабы выяснить с полной определенностью организацию этой партии в районе губернии, вверенной моему наблюдению, а главным образом с целью установить наиболее видных руководящих и влиятельных деятелей, направления их агитации, а равно истинные цели и стремления партии, — прошу Вас сообщить мне 278

Новости