Главная » Статьи » 

ДВИЖЕНИЕ НА УРАЛЕ

черносотенцами как «единство и недели­мость России без всякого автономного обособления от­дельных народностей и народов». Монархистская печать систематически публиковала материалы откровенно анти­семитской направленности. В этом же духе велась пропа­ганда и агитация на многочисленных митингах и собрани­ях, особенно в период выборов в I — IV Государственные думы. Естественно, что такие организации активно участ­вовали в организации антисемитских кампаний, еврей­ских погромов. Однако следует отметить, что даже в пе­риоды бурных революционных событий в Перми, как и в целом на Урале, дело обходилось без серьезных инциден­тов в этой области. Организации либеральных (или либерально-буржуаз­ных) партий и движений на Урале не проявляли себя сколь-нибудь специфически в национальном вопросе. В целом это можно объяснить тем, что даже после сверже­ния самодержавия национальный вопрос для Урала не но­сил первостепенной важности по сравнению с проблемами социально-экономическими, политическими. По данным пермского историка Л.А.Обухова, даже в период от фев­раля до октября 1917 г. национальный вопрос для Урала не являлся острым и неотложным. Национальные пробле­мы откладывались до Учредительного собрания или даже до окончания войны. Нельзя не принять во внимание и отсутствие сколько-нибудь целостной, разделяемой если не всем либеральным направлением, то хотя бы большинством в либеральных партиях программы и политики в области национальных отношений. Для либеральных установок было характерно многообразие мнений по национальному вопросу, начи­ная от соглашений в некоторых аспектах с правыми и за­канчивая демократическими взглядами на данную про­блему. Октябристы близко стояли к монархическим пар­тиям. Кадеты выдвигали ряд положений, созвучных соци­алистическим партиям. Даже в одной только кадетской партии мнение ЦК далеко не всегда разделялось и поддер­живалось рядовыми членами. Однако, если говорить об общей тенденции, многие из либералов были сторонника­ми принципов национал-либерализма, который предпола­гал право наций на культурное самоопределение, но о са­моопределении политическом не было и речи. Культур­но-национальный характер либеральных положений на­циональной программы не мог привлекать широкие слои народа тогда, когда наиболее остро стояли вопросы соци­альные и политические. Поэтому и после свержения са­модержавия на Урале организации кадетского направле­ния не пользовались широкой поддержкой национальных меньшинств. Более привлекательно для широких масс, в том числе и нерусского населения Урала выглядела программа и политика в национальном
 < 1 2 3 4 5 6 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий