языка означает Совет) получила в 1917 г. широкое распространение. После Февраля 1917 г. лозунг «Вся власть Советам!» получил всеобщее распространение. В массовом сознании укреплялась мысль о том, что народ сможет определить свою судьбу и будущее через Советы. Немногим ранее событий, о которых говорилось выше, — 2 марта 1917 г., рабочие железнодорожных мастерских Ташкента единогласно решили избрать Совет рабочих депутатов. 3 марта был создан Ташкентский Совет, в который вошли представители заводов, мастерских, социалистических и демократических организаций. 5 марта в частях и подразделениях Ташкентского гарнизона был создан Ташкентский Совет солдатских депутатов. В составе всех названных Советов не было ни одного представителя местных национальностей. Это говорит об известном недоверии к местному населению, ущемлении его национальных интересов, игнорировании стремления местного населения участвовать в революционном движении. Недовольные таким положением вещей представители прогрессивной местной интеллигенции быстро осознали необходимость создания организации, которая сплотила бы мусульман и выражала бы их интересы. Вернемся, однако, к собранию, которое состоялось 14 марта. Во время обсуждения будущих реформ прозвучало такое предложение: «Почему у русских рабочих и солдат есть свои Советы (Шурой), а у нас — мусульман, никакого Совета нет? Давайте и мы на сегодняшнем собрании назовем нашу организацию «Мусульманлар Шуроси» («Совет мусульман»), или еще красивее «Шуро-и-Исламия». Так местное население Ташкента создало свою национальную организацию, которой выразило полное доверие. 15 марта состоялось первое собрание организации (или правления), на котором были выбраны постоянный председатель, секретарь, казначей и их заместители. Председателем стал Абдулвахид кори сын Абдурауфа, заместителем Мунаввар кори сын Абдурашидхана, секретарем Каттаходжа сын Бобоходжи, казначеем Мулла Ризо Охунд сын Юлдашходжи, заместителем Абдусами кори сын Хидоятбая. 6 апреля в связи с избранием Абдулвахида кори казием Шейхантаурской части Ташкента, председателем «Шуро-и-Исламия» был выбран Убайдуллоходжа сын Асадуллы-ходжи. Основные цели и задачи организации «Шуро-и-Исла-мия» нашли воплощение в следующих пунктах «Временного закона»: распространение среди мусульман Туркестана политических, научных и социальных идей, соответствующих периоду реформ; осуществление мер и действий по сплочению мусульман всего Туркестана на основе единой позиции («маслак»); сбор сведений об учреждениях мусульман («усул идоралари»
|