идоралари» и представление их Учредительному собранию; организация митингов в городах, кишлаках и аулах Туркестана; призыв к смещению старых администраторов и выдвижение на их место новых; проведение мер, направленных к устранению недоверия и противоречий между различными национальностями Туркестана, их сближение и объединение. В начале апреля и в других городах края возникли организации «Шуро-и-Исламия». Их основная цель заключалась в создании Туркестанской автономной Республики в составе создававшейся Российской федеративно-демократической республики. «Шуро-и-Исламия» знакомила население со своими общественно-политическими взглядами и решениями через такие издания, как «Нажот», «Шуро-и-ислом», «Кен-гаш», «Хуррият», «Эл бийроги», «Равнакул ислом». Анализ истории возникновения «Шуро-и-Исламия» и ее программных целей позволяет нам, в отличие от бытовавшей ранее в историографии концепции, считать, что это была политическая организация прогрессивного направления, объединившая в своих рядах небольшую передовую часть интеллигенции, стремившуюся пробудить к активной политической деятельности среднеазиатское общество. К организации «Шуро-и-Исламия» первоначально пыталась примкнуть и часть духовенства, которая, исходя из идеи общемусульманского единства, в начале апреля 1917 г. присоединилась к «Шуро-и-Исламия» и приняла участие в мероприятиях, организуемых ею. Однако логика развития революции привела к тому, что летом этого же года обострились отношения между джадидами — сторонниками реформ и «кадимлар» — сторонниками старого уклада мусульманской жизни. В результате последние создали общество «Уламо», поставив своей целью законсервировать феодальный строй в Туркестане и осуществлять управление на предписаниях шариата. Организация «Шуро-и-Исламия» играла большую роль в общественно-политической жизни Туркестана. Ее представители
|