РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ
align="left">9 |
14 |
|
остальные затруднились ответить |
|
|
В период «расцвета» радикально-либеральной идеологии в 1990—1991 гг. большинство аналитиков полагали, что неизбежно и весьма скоро наступит жесткая «реакция» в виде возврата к традиционным национал-государствен-ническим ценностям. Ряд аналитиков и идеологов этого направления (С.Кургинян, А.Дугин, А.Проханов) предсказывали в России «консервативную революцию», причем, уже не позднее середины 90-х годов, тем бойее неотвратимую и радикальную, чем дольше остаются у власти «либерально-космополитические» силы. С другой стороны, существовало мнение, что ставка на националистические силы в сегодняшней России бесперспективна, поскольку русский этнос слабо «пассионарен», и по сравнению с другими странами, избавившимися от коммунистического тоталитаризма, и в постсоветском пространстве, и в Восточной Европе, Россия остается едва ли не единственной страной, в которой «антикоммунистическую революцию» осуществили не националистические (национал-демократические) силы, а либерально-космополитические. Пять лет, прошедшие с 91 года, показали, что либерализм в России в его антинационально-космополитическом варианте имеет значительно большие корни, чем это могли предположить в свое время даже самые вдумчивые аналитики. Особенно показателен в этом отношении ход президентской избирательной кампании 96 года. Зюганов, выступающий в качестве лидера некоей «национал-патриотической» коалиции — реально, в гораздо большей степени национал-государствснник, традиционный консерватор, нежели коммунист, — отторгается массовым городским сознанием, фактически представляя «традиционалистскую резервацию». Ельцин, в течение последних лет эволюционировавший в направлении консервативно-бюрократического государст-венничества с элементами полицейского режима, вновь перед выборами оказался вынужден опереться на «демократов» и стоящие за ними политические и финансовые структуры. Глубокий раскол общества на субкультурные группы (по нашему мнению, имеющие уже и некие субэтнические характеристики) препятствует выработке единого национального сознания, общей национальной идеологии, основанной на единой