КАКОВА ОНА БЫЛА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?
Февральская революция 1917 г. была встречена народами Российской империи, в том числе и народами Туркестана, с большим воодушевлением. Известие о революции в России дошло до Ташкента по телеграфу. Однако генерал-губернатор Туркестана Куропаткин, опасаясь народных восстаний, не спешил объявлять об этом в печати. Несмотря на это, начиная со 2 марта это известие распространилось среди народа. 3 марта были распространены объявления и листовки, в которых сообщалось о событиях в Питере. Лозунги, провозглашенные революцией, — свобода, равенство и братство — пробудили в душе мусульманского населения, находившегося на протяжении многих лет под колониальным игом, веру в будущее и светлые надежды. Выходившая в Самарканде газета «Хуррият» 16 апреля 1917 г. писала: «Ожидаемая многие годы и соответствующая нашим надеждам революция в России свершилась. Старое правительство свергнуто. Теперь мы свободны в том, что пишем и говорим. Теперь, если будем произносить или писать правое слово, нам не будут закрывать рты. Когда будем требовать свои права, нас услышат. Когда будем выдвигать свои требования, принимаемые по ним меры от нас не будут скрывать». Воодушевленные свободой прогрессивные силы народа стали создавать различные политические организации. Таковыми явились: «Клуб мусульман», «Мирваж-ул-ис-лом» в Самарканде, «Озод халк» («Свободный народ»), «Мифтах-ул-маориф», «Сано-ул-ислом» в Андижане, «Мусулмон михнаткашлари иттифоки» («Союз трудящихся мусульман») в Коканде, «Равнак-уд-ислом» в Катта-кургане, «Муайин аттолиби» в Ходженте, а также и другие организации, созданные во всех городах Туркестана. Среди этих организаций особое место по своей значимости и влиянию на политическую жизнь занимала «Шуро-и-Исламия», возникшая в Ташкенте. В советской историографии эта организация квалифицировалась однозначно — контрреволюционная и националистическая. В наиболее полном виде такая оценка нашла отражение в книге «История Узбекской ССР. С древнейших времен до наших дней». «Эта контрреволюционная организация, — пишется в ней, — осуществляла свою деятельность в сотрудничестве с зарубежными пантюркиста-ми и панисламистами, а также с империалистическими агентами в Средней Азии. Они использовали в борьбе с нараставшим революционным движением различные методы борьбы наряду с устной пропагандой и проведением активной борьбы в печати, не остановились и перед методами беспощадного террора». Эти мысли кочевали из одной книги в |