в ее организациях. На фоне разброда «Гнчак» значительно большее влияние имел созданный в Тифлисе в 1890 г. Армянский революционный союз «Дашнакцутюн» («Союз»). Основателями организации были С.Заварьян, С.Зорьян (Ростом), Х.Микаэлян и другие. Партия представляла собой сложную структуру, высшим органом которой провозглашалось Общее собрание. По разным данным, в 1900-1907 гг. союз насчитывал от 100 до 160 тыс. членов, объединенных в более чем 3 тыс. первичных комитетов и групп. АРС действовал как в России, так и в других странах, где размещалась армянская диаспора. Провозглашая основой своей социальной базы «промышленный пролетариат городов, трудовое крестьянство и революционную интеллигенцию», виделась в создании «еврейского социалистического общества». Отдавая рабочему классу приоритет в реализации сионистских планов, «Поалей-Цион» выдвинул идею «пролетарского сионизма», считая, что «территоризм, в качестве политической революции в еврейской жизни, осуществляется классовой борьбой еврейского пролетариата. Это выражается в возникновении и развитии всемирного про-летарско-сионистского движения, которое стремится на пути к социальной революции разрешить еврейскую национальную проблему территориальной автономии в Палестине». Акцентируя внимание на необходимости создания самостоятельного еврейского государства, сионистские организации в своем большинстве отвергали идею «поглощения еврейских рабочих масс» общероссийскими пролетарскими партиями и также считали тесными рамки Бунда, чья конечная цель не увязывалась с борьбой за государственную независимость еврейского народа. В начале XX в. и особенно накануне и в годы первой русской революции 1905-1907 гг. оформились как самостоятельные политические организации многочисленные национальные партии социал-демократической направленности, которые провозглашали свою приверженность марксизму, отстаивали социальные интересы рабочего класса и трудового крестьянства, активно боролись с самодержавием, стремились к революционному
|