мусульман. Обрусительная политика — безосновательная вещь...» М.Бигиев подчеркнул: «Я присутствовал на всех предыдущих съездах. Этот съезд очень важный... Мы должны уделять больше внимания духовным вопросам, ибо исправятся духовные дела — ... исправятся и остальные дела». По сведениям охранки, на частных заседаниях участников съезда было решено возродить партию «Итти-фак-аль-муслимин». Это не похоже на обычное бюрократическое преувеличение. Иттифак, перенеся центр тяжести своей деятельности на вопросы духовной жизни, вознамерился активно влиять на мусульманские массы, не замыкаясь на позициях доктринерского эгоцентризма, как то случилось со многими российскими политическими лидерами. Важным фактором активизации Иттифака стал приход в политику группы молодых мусульманских интеллектуалов, сторонников социалистов, таких, как историк А.-З.Валидов (р. 1890, из Уфимской губ.), публицист А.Цаликов (р. 1882, из Терской обл.). Их позиции окрепли в связи с тем, что в сентябре 1914 г. скончался Гасп-ринский, который был противником Иттифака. О подъеме деятельности Иттифака свидетельствует и проходивший с 6 по 10 декабря 1914 г. в Петрограде съезд представителей мусульманских общественных организаций (председателем был избран член Думы И.Ахтямов), который выбрал свой общероссийский Центральный комитет. Хотя устав этой организации и был утвержден с нежелательными для его учредителей изменениями, налицо был несомненный успех прогрессистов. Тем временем нарастание общественно-политической нестабильности привело к тому, что у многих мусульман на устах, как сообщал казанский губернатор в январе 1915 г., была «неизбежность революции». В марте 1916 г. замысел создания при мусульманской фракции особого совещательного бюро наконец осуществился, в него вошли от мусульман Казанской губернии С.Максудов, Уфимской губернии Г.Джантюрин, Оренбургской губернии юристы Ш.Мухамедиаров и Н.Курбангалиев. На состоявшихся совещаниях этого бюро с фракцией программа Ит-тифака была признана предельно правой, а уклонение от нее влево не было ограничено. Это, с одной стороны, отражало рост влияния мусульманских социалистов, а с другой, — доказывало, что прогрессистское ядро Иттифа-ка намерено было действовать. По сообщению охранки за июнь 1916 г., Казанский комитет партии возглавлял Ба-руди. В состав бюро позднее вошли А.Цаликов (Кавказ), И.Леманов (Крым), Валидов (Уфимская губ.). Очевидно, следует согласиться с мнением участника событий Г. Исхаки, что все политические партии мусульман, возникшие в результате подражания русским партиям, зачахли, а на их месте образовался национальный центр, управлявший всеми национальными
|