30 человек мусульманских представителей Туркестана, Бухары, Хивы, Кавказа, Крыма, Казахстана, внутренней России, Сибири и литовских татар для руководства и координации действиями мусульман всей страны. Сам Цаликов на московском съезде подчеркивал, что мусульмане остаются особой группой населения России, поскольку имеют общие идеалы и интересы. В другом своем выступлении он подчеркивал, что мусульмане России, несмотря на разнообразие языков «могут мыслить себя, как особую нацию». Это, по его мнению, определяется двумя моментами — «принадлежностью к исламу и мусульманским сознанием». На его взгляд, возрождение российских мусульман может идти как в культурном, так и политическом направлении, а для того нужна национально-культурная автономия и прочная организация всех политических сил. Если учитывать, что под «нацией» в данном случае понималась мусульманская община (сообщество, мир), то идеология и деятельность Иттифака ничего общего не имели с пресловутыми панисламизмом и пантюркизмом, в чем обвиняли и обвиняют любое движение российских мусульман. Процесс их объединения был обусловлен необходимостью совместной борьбы за общую цель — достижение полного равноправия во всех сферах жизни Российского государства. Создание ВМС объективно показывает, что Иттифак был первой, но не последней попыткой объединить мусульманские народы бывшей империи для решения политических, культурных, религиозных и других задач. Конкретным воплощением в жизнь идей Иттифака стала Национально-культурная автономия (республика) мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири, ликвидированная большевиками весной 1918 г.
|