Главная » Статьи » 

партия мусульман 3

сознание народно­сти, независимой от религии» и тюркские народы «стали стремиться к свободному национальному существова­нию». Иттифак, как отмечал очевидец, «дал огромный толчок самосознанию мусульманских народов и создал влиятельную и многочисленную фракцию в I и II Государ­ственных думах». С мусульманской фракцией, хотя и ма­лочисленной, считались и в III Думе, «видя в ней олицетво­рение крупной силы мусульманства». Оценивая значение Иттифака в истории мусульман­ских народов России, один западный историк писал, что его появление — первая и единственная попытка объединить мусульманские народы России на политическом уровне — не встретила одобрения лидеров всех мусульманских наро­дов. Всероссийское мусульманское движение, по его мне­нию, потерпело неудачу в достижении своих целей еще до 1917 г. Оно не смогло добиться равных прав или культур­ной автономии для российских мусульман, оно даже не смогло создать объединенный фронт, чтобы противостоять дискриминационной политике царского режима. Исчезно­вение Союза мусульман имело далеко идущие негативные последствия для мусульманских народов России. Когда Со­юз распался, мусульманские лидеры повернули свое вни­мание к отдельным регионам.                                                  Вряд ли можно согласиться, что Иттифак распался к 1917 г. О том, что его цели были усвоены большинством мусульман, свидетельствует тот факт, что в мае 1917 г. в Москве состоялся крупнейший мусульманский съезд, в ко­тором приняли участие 900 представителей от почти всех регионов империи. Это событие состоялось несмотря на то, что среди мусульманской элиты к 1917 г. наблюдались са­мые различные тенденции. Наличие общемусульманской солидарности отмечал лидер Всероссийского Мусульман­ского Совета (ВМС) меньшевик Цаликов на II Всероссий­ском мусульманском съезде в Казани (июль-август 1917 г.). Он констатировал, что «в переживаемый нами пе­риод исторического бытия в России сохраняется почва для единства сознания и единства воли мусульман России». Цаликов полагал, что московский съезд сохранил мусуль­манское единство, несмотря на то, что были приняты резо­люции острого политического и социального характера (здесь, прежде всего, имеется в виду решение о федератив­ном устройстве Российского государства). Политическим выражением единства, по мнению Цаликова, служил и ВМС с его Исполнительным Комитетом. ВМС был избран из 30
 < 1 2 3 4 5 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий