«принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям», для устранения в их религиозном быте «всякого, прямо в законе не установленного, стеснения». С другой стороны, настороженность мусульманских реформаторов вызвало появление в Баку в октябре 1904 г. Мусульманской социал-демократической организации «Гуммет» («Энергия»). Поэтому зимой—весной 1905г. мусульманские либералы-обновленцы, вслед за русскими, развернули широкую петиционную кампанию. В принимаемых обращениях речь шла о нуждах, связанных с религией и образованием. Одновременно в различных городах страны проходили совещания мусульманской элиты — также довольно представительные. Многие джадидские идеологи (И.Гаспринский, Г.Бару-ди и другие) стали политическими лидерами мусульман. Почти все они считали, что несмотря на этнические различия, русское мусульманство представляло собой единую нацию (миллят), имеющую общую историческую, культурную и религиозную традиции. Царское правительство, со своей стороны, фактически признавало такое единство, о чем свидетельствует применение термина «мусульманин» для обозначения разных народов. Процесс трансформации мусульманского союза в политическую партию прошел несколько этапов. Вначале «Мусульманский союз» оставался «союзом народностей, союзом народных организаций». По другому свидетельству, в «мусульманском союзе» главную роль играли казанские татары, к нему примыкали также крымские татары, башкиры, казахи, туркмены, таджики, узбеки, азербайджанцы и другие народы. Очевидец событий Г.Ибрагимов писал, что «организация партии, ставящей себе целью защиту религиозных национальных нужд всего мусульманского мира, было делом рук татарской буржуазии». По его мнению, партия была татарским филиалом кадетской партии, поскольку во время выборов входила с ней в блок, в Думе голосовала с кадетами, а ее представители участвовали в кадетских съездах, избирались в кадетский ЦК. Эта точка зрения, безусловно, тенденциозна. Первоначально стремились блокироваться с русскими либералами едва ли не все умеренные национальные партии. Процесс создания парнисм русского государства во всех правах: политических, гражданских и религиозных». В трактовке советского историка Р.М.Раимова, иттифа-ковцы являлись поволжско-татарскими кадстствующими буржуа. Сам Иттифак, по его мнению, являлся секцией кадетской партии, несмотря на членство татарских и башкирских эсеров, состоявших одновременно членами российской эсеровской партии. Между тем национальный и социальный состав Иттифака был разнороден. Во главе его
|