стояли наиболее видные представители мусульманской элиты: сибирский татарин публицист Р.Ибрагимов, бакинский юрист и журналист А.-М.Топчибашсв, казанский журналист Ю.Акчурин, крымский татарин публицист И.Гаспринский, казанский юрист и литератор С.Максудов. Среди членов инициативной группы по организации мусульманского съезда наиболее влиятельными были петербургские мусульмане Р.Ибрагимов, купец М.Максютов и мулла Л.Исхаков. Несмотря на насмешки со стороны мусульманских консерваторов, эти активисты после съезда продолжили свою деятельность. По некоторым сведениям, съезд постановил образовать ЦК с пребыванием в Баку и подчинить ему отдельные городские комитеты, но, фактически, последние не существовали нигде, за исключением Казани. Отношение к образованию общероссийской партии среди мусульманской элиты было неоднозначным. Один из левых мусульманских политиков А.Цаликов отмечал обилие «племенных и окраинных сепаратистов», — своего рода честолюбивых «Робеспьеров Чебоксар и Тстюшей». Среди казахской интеллигенции, по свидетельству одного из ее лидеров А.Букейханова, существовали западники и тюркофилы. Первые уже в конце 1905 г. на съезде в Уральске пытались создать казахскую конституционно-демократическую партию. Но, похоже, что такими заявлениями Букейханов лишь пытался упрочить свой авторитет. Впрочем, в январе 1906 г. он был арестован как руководитель казахского прозападнического движения. Но в целом мусульманские лидеры вовсе не мечтали о репутации жертв режима. Не случайно популярной была идея о получении для Иттифака статуса официального представителя мусульман. В ходе подготовки следующего съезда организаторы пригласили кадетских лидеров П.Н.Милюкова, Ф.И.Роди-чева, П.Б.Струве и некоторых представителей консервативных партий на свое собрание 9 декабря 1905 г. в Петсрбургс. Началось сближение мусульманских лидеров и российских либералов. Представители мусульман участвовали в работе II кадетского съезда в Петербурге в начале января 1906 г. Казанскую делегацию возглавлял Ю.Ак-чурин. А.В.Тыркова-Вильямс так описала появление мусульманских представителей: «Некоторые из них были в ярких халатах, в расшитых золотом тюбетейках... Их разыскал и привел Шаховской (член кадетского ЦК. — С.//.)... Лидером татар был молодой Юсуф Акчурин, сын богатого казанского купца». 10 января на одном из заседаний съезда мусульмане выступили с заявлением, в котором отмечалось, что «хотя распространение идей к.-д. партии среди мусульман поставлено не особенно удовлетворительно», основные моменты кадетской программы могут иметь успех среди них и Иттифак
|