партия мусульман
Степной (Уральск), Омский (Омск), Семипалатинский (Семипалатинск), Семиреченский (Верный), Акмолинский (Петропавловск), Закаспийский (Асхабад). В каждом из них предусматривалось создать меджлис (собрание)20. Выдвигалась в сущности идея культурно-национальной автономии.
По вопросу о создании партии возникли принципиальные расхождения. Некоторые молодые политики доказывали, что все мусульмане не могут войти в состав одной партии. Дискуссионным стал также вопрос о том, какую русскую политическую партию поддерживать мусульманам там, где они составляли меньшинство. Против сотрудничества с кадетами особенно резко возражал 55-летий Гаспринский (а вслед за ним представители Кавказа и Крыма), который предпочитал октябристов и считал, что съезду следует ограничиться рассмотрением вопросов культуры и религии. Большинство делегатов решило н выборах в Думу блокироваться с кадетами, поскольку именно они, как убеждал Ю.Акчурин, более чем другие партии готовы были действовать в интересах мусульман21. На 2-м съезде, помимо устава, по некоторым сведениям была принята и программа Иттифака. Она, однако, до сих пор неизвестна. После этого съезда мусульмане пытались официально зарегистрировать Иттифак. Тенденция к легализации своей деятельности была обычной для мусульманских лидеров. Роль низовых организаций фактически взяли на себя благотворительные общества, которые, существуя легально, принимали деятельное участие в выборах в Думу. Другие объединения мусульман (культурно-экономические, распространения грамотности, взаимопомощи, просветительные и другие) создавались не только в городах, но и в крупных селах. Так, к середине 1906 г. в Башкирии повсеместно стали возникать культурные общества, которые организационно входили в Иттифак. Ими обычно руководили муллы, дворяне, старшины, старосты, представители местной интеллигенции. Некоторые из этих обществ, помимо программы Иттифака, выдвигали особые требования (в частности, прекращения захватов башкирских земель). Такие общества не имели формального членства и фактически представляли все мусульманское население соответствующего района. По сути дела, шел динамичный процесс создания стройной организации со своим особым низовым и центральным аппаратом. Союзу постепенно придавалась форма политической организации, что было отмечено и полицией. Неудивительно, что Иттифак легко дирижировал политическим поведением значительной части мусульман. В воспоминаниях члена ЦК кадетской партии кн. В.А.Оболенского, избравшегося в I Думу в Алуште, отмечается, что поскольку казанский комитет «Союза мусульман» |