Главная » Статьи » 

ГЛАВНОЕ В ЛЕНИНИЗМЕ

и в теоретическом объяс-
нении идущей перед нашими глазами борьбы общественных классов и эконо-
мических интересов.
Мещанская мораль, осуждающая «грубость интересов» вследствие неуме-
ния сблизить свои «идеалы» с какими-нибудь насущными интересами.
Не можем оставить без возражения одно замечание г. Струве против
г. Михайловского. «По его взгляду, — говорит автор, — не существует непре-
одолимых исторических тенденций, которые, как таковые, должны служить, с
одной стороны, исходным пунктом, с другой — обязательными границами для
целесообразной деятельности личности и общественных групп»
Это — язык объективиста, а не марксиста (материалиста). Между этими
понятиями (системами воззрений) есть разница, на которой следует остановиться, так как неполное уяснение этой разницы принадлежит к основному не-
достатку книги г. Струве, проявляясь в большинстве его рассуждений.
Объективист говорит о необходимости данного исторического процес-
са; материалист констатирует с точностью данную общественно-
экономическую формацию и порождаемые ею антагонистические отноше-
ния. Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда
рискует сбиться на точку зрения апологета этих фактов; материалист вскры-
вает классовые противоречия и тем самым определяет свою точку зрения.
Объективист говорит о «непреодолимых исторических тенденциях»; мате-
риалист говорит о том классе, который «заведует» данным экономическим
порядком, создавая такие-то формы противодействия других классов. Таким
образом, материалист, с одной стороны, последовательнее объективиста и
глубже, полнее проводит свой объективизм. Он не ограничивается указанием
на необходимость процесса, а выясняет, какая именно общественно-
экономическая формация дает содержание этому процессу, какой именно
класс определяет эту необходимость. В данном случае, например, материа-
лист не удовлетворился бы констатированием «непреодолимых исторических
тенденций», а указал бы на существование известных классов, определяю-
щих содержание данных порядков и исключающих возможность выхода вне
выступления самих производителей. С другой стороны, материализм вклю-
чает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события
прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной
группы.
Действия «живых личностей» в пределах каждой такой общественно-
экономической формации, действия, бесконечно разнообразные и, казалось, не
 < 1 2 3 4 5 6 7 8 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий