ГЛАВНОЕ В ЛЕНИНИЗМЕ
иначе ставить эти вопросы, чем это делали и делают гг. народники. У последних вопрос ставится с точки зрения «современной нау- ки, современных нравственных идей»; дело изображается так, будто нет каких- нибудь глубоких, в самых производственных отношениях лежащих причин не- осуществления подобных реформ, а есть препятствия только в грубости чувств; в слабом «свете разума» и т.п., будто Россия — tabula rasa, на которой остается только правильно начертать правильные пути. При такой постановке вопроса ему обеспечивалась, понятно, «чистота», которой хвастается г. В.В. и которая на самом деле означает лишь «чистоту» институтских мечтаний, которая делает народнические рассуждения столь пригодными для бесед в кабинетах. Постановка этих же вопросов у марксистов необходимо должна быть со- вершенно иная.1 Обязанные отыскивать корни общественных явлений в произ- водственных отношениях, обязанные сводить их к интересам определенных классов, они должны формулировать те же desiderata, как «пожелания» таких- то общественных элементов, встречающие противодействие таких-то других элементов и классов. Такая постановка будет уже абсолютно устранять воз- можность утилизации их «теорий» для профессорских, поднимающихся выше классов, рассуждений, для каких-нибудь обещающих «блестящий успех» про- ектов и докладов. Это, конечно, только еще косвенное достоинство указывае- мой перемены точки зрения, но и оно очень велико, если принять во внимание, по какой крутой наклонной плоскости катится современное народничество в болото оппортунизма. |