мост между личностью и обществом, сливает их воедино. «Народ — трудящиеся классы общества», — такова формула, вытекающая из критического народнического социализма. И если одно течение марксизма выделяет из понятия трудового народа только те классы, которые лишены каких бы то ни было орудий производства и логически принуждается тем самым отнести к буржуазии крестьянство и людей умственного труда, то мы кладем в основу признак распределения и говорим о едином трудовом народе, получающем в распределении хозяйственных благ не добавочную стоимость, а только заработную плату: о рабочих, ремесленниках, интеллигенции». Таким образом, классовая риторика неонародников базировалась принципиально на иной основе, чем у идейных наследников Карла Маркса. Свои социологические и этические принципы они соотносили с категорическим императивом Эммануила Канта. Применяя этот критерий к социально-экономическим отношениям, они настаивали на ликвидации эксплуатации и автократии на производстве и превращении частной собственности в общенародное достояние (не путать с национализацией средств производства). Примеряя его к национальным отношениям, они полагали: «Всякий «национализм», который... заявляет: «хорошо, если развивается моя национальность, плохо, если развивается чужая» — вытекает не из идеи национальности, а из диаметрально противоположного — идеи подавления национальности». Из этого положения Брюллова-Шас-кольская, будучи главной разработчицей эсеровской программы по национальному вопросу в 1917 г., выводила: «Так мы формулируем интернационализм, как равноправный союз федерации национальностей и уверены при этом, что носителем этого идеала могут быть опять-таки лишь трудовые, народные массы. Поднимая знамя развития своей национальности, социалист поднимает и знамя интернациональной солидарности». Эпиграфом к цитируемой работе она взяла слова марксистского «еретика» Карла Каутского: «Самостоятельность нации является естественно необходимой предпосылкой всякой современной классовой борьбы». Свою интерпретацию национального вопроса она основывала также на работах ряда западных социалистов (Отто Бауэра и других). Непосредственным же учителем Н.Брюлловой-Шасколь-ской был, судя по всему, русский и еврейский социалист Марк Борисович Ратнер (1871—9.02.1917). Он был крупным общественным деятелем, известным адвокатом и литератором, основателем «Социалистической еврейской рабочей партии» (СЕРП). Ратнер первым в России выдвинул идею создания наряду с территориальными автономиями
|