и тогда должна строиться федеративно, объединяя организационно родственные национально-социалистические партии». В дальнейшем Н.Брюллова-Шаскольская преподавала в Харьковском университете, состоя экстраординарным профессором по кафедре истории религий. В 1919 г. Харьковская организация ПСР присоединилась к меньшинству ПСР. По возвращении в Петроград Брюллова-Шасколь-ская работала в Музее антропологии и этнографии, преподавала в Географическом институте и Еврейском университете. В июле 1920 г. она выступила с докладом по окраинно-национальной политике на II Всероссийской конференции МПСР, в основе которого были два положения — федерализм и самоопределение народностей. Затем она была избрана в Центральное бюро МПСР. О ее научных достижениях выдающийся этнограф В.Г.Богораз-Тан высказался следующим образом: «Н.В.Брюллова-Шаскольская известна мне как ценный научный работник в области этнографии и музейного строительства... Я считаю ее работу достойной всякого внимания как в теоретической, так и в полевой исследовательской области». Однако в 1922 г. она была сослана в Среднюю Азию (Ташкент, Ашхабад, Самарканд). В 1933 г. по делу «народнического центра» (Иванова-Разумника и других) была сослана в Ташкент повторно. В ссылках она заведовала отделом кочевых народов Среднеазиатского музея, работала консультантом по музейным вопросам в аппарате Комитета науки при ЦИК Узбекской ССР, преподавала в вузах. В 1937 г. была арестована и расстреляна. Другой левонароднический теоретик национального вопроса — член ЦК Украинской ПЛСР Михаил Аркадьевич Шелонин также обращался в своей работе «Национальные проблемы» к положениям, высказанным М.Б.Ратнером. Будучи левым радикалом, сторонником власти Советов, он выступал за полное отстранение буржуазии от решения национального вопроса. В развитие идеи об экстерриториальных союзах он выдвигал принцип национального представительства в Советах, при которых должны были создаваться дополнительные палаты. Число депутатов от каждой национальной группы должно было быть пропорционально ее численности в данном регионе. Экстерриториальные союзы, по его мнению, могли иметь собственную структуру: образовательные и медицинские учреждения, культурные центры и т.д. Каждый человек мог самостоятельно идентифицировать свою национальность и в зависимости от этого участвовать в выборах и самоуправлении своего союза.
|