Главная » Статьи » 

ЛЕВОНАРОДНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

особой национальной автономии (сейма) для тех народно­стей, которые, подобно евреям, не занимают определенной территории, а живут рассеянно. Он был одним из инициа­торов созыва конференции социалистов-народников по на­циональному вопросу, которая состоялась 16-20 апреля 1907 г. в Финляндии. В ней приняли участие русские эсеры и родственные ПСР национальные партии: ППС, Дашнак-цутюн, грузинские социалисты-федералисты, Белорусская Громада и СЕРП. Ратнер давал следующее определение «национально­сти»: «это форма, в которую отливается своеобразие соци­ально-исторической жизни народа. Нация — группа лю­дей, которые в долгие периоды совместного существования решали или стремились решать все свои социальные зада­чи для себя и иначе, чем другие, вследствие чего у них и выработались своеобразные формы социального быта — своя национальность». Развивая впоследствии его мысли, Брюллова-Шасколь-ская основывалась на позициях субъективной социологии. В рассуждении о том, что есть «нация», во главу угла се ставились не столько объективные факторы (язык, общая территория, расовое сходство), сколько факторы субъек­тивные: важно прежде всего то, кем сами люди себя счита­ют. Необходимо констатировать также ее скептическое от­ношение к космополитизму, ибо с народнической точки зрения «творчество народа не может не идти вне нацио­нальных языков», а культура, хотя и имеет всечеловече­ское содержание — неизбежно выливается в национальные формы. Признавая сам факт существования наций, невозможно было отрицать такие явления, как национально-освободи­тельная борьба, межэтнические конфликты. По мнению Брюлловой-Шаскольской, национальная буржуазия, стре­мясь к экспансии вовне, часто прибегает к космополитиче­ской фразеологии (для того, чтобы в частности оправдать свободу торговли) и в то же время не брезгует союзом с крайне правыми, шовинистическими элементами, стара­ясь нейтрализовать классовую борьбу в целях ложной «на­циональной консолидации». Именно поэтому подлинное равноправие наций, их творческое развитие неосуществи­мо без построения солидарного, неэксплуататорского, со­циалистического общества. «Могут быть моменты в прак­тической деятельности, когда национальный гнет чувству­ет и буржуазия, когда в борьбе принимает участие и она, — считала Брюллова-Шаскольская. — Тогда происходит блок, «сотрудничество классов» в известном вопросе... Но конечные идеалы различны и великая цель — интернаци­онализм через национальность, осуществляемая всем трудовым народом — эта цель совпадает только с социа­лизмом». Интересно
 < 1 2 3 4 5 6 7 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий