Главная » Статьи » 

ДЖАДИДИЗМ

В работах И.Гаспринского, редактора журнала «Тард-жуман», — «Русское мусульманство» (мысли, заметки и наблюдения), «Россия и Восток» и публикациях в других журналах — прослеживаются три проблемы: модерниза­ция мусульманской общины через реформы, просвещение; духовное и политическое единение мусульманских тюрков Российской империи; формы взаимодействия русских му­сульман с Западом. Решение первой проблемы он, в част­ности, видел в модернизации ислама через реформу про­свещения, опираясь на «новый метод» (усул-и-джадид). Этот метод основывался на фонетическом принципе чте­ния, а также на введении в обучении светских предметов. М.Бекбуди, редактора журнала «Ойна» («Зеркало»), называют «отцом среднеазиатских джадидов». Свои статьи и публикации он посвящал анализу развития по­литических сил России, необходимости изучения мусуль­манами русского языка. Именно просвещением и благо­творными реформами можно изменить жизнь к лучшему, считал автор. Бекбуди был близок к идеям программы ка­детов. Будучи в Петербурге, он ознакомился с основными ее положениями, выделяя при этом следующие моменты: Россия должна развиваться без политических потрясений по пути мирных парламентских реформ; введение местно­го самоуправления; осуществление судебной реформы; от­мена смертной казни.                                                           Джадиды не были сторонниками революционного пе­реворота. Об этом, в частности, говорил А.Авлани: «Рево­люция 1905 г., начавшаяся в России, оказала сильное влияние и на нас. Она помогла осознать политические за­дачи времени и побудила в первую очередь приняться за просвещение темного народа, чтобы раскрыть ему глаза на правду. Об этом же писал поэт и прозаик Хакимзаде Хамза: «Отдавайте своих сыновей учиться по-русски! Вся­кое богатство и прогресс есть следствие наук и просвеще­ния». Произведения Хамзы были пронизаны антиклери­кальным духом, верой в светлое будущее.                              Большой популярностью пользовались сочинения А.Фитрата — одного из крупнейших идеологов дореволю­ционного бухарского джадидизма. Среди работ Фитрата особенно выделялись «Муназара» («Спор»), «Рассказы
 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий