Главная » Статьи » 

ДЖАДИДИЗМ

и те же идеи, но у них не было единства цели и средств их осуществления. Несмотря на это, бухарскому джадидизму в истории была отведена большая роль, чем туркестанскому. И это понятно: самые прогрессивные эле­менты вышли из ее среды. Это — Ф.Ходжаев, Фитрат, Чул-пан, С.Айни и другие. Впоследствии они стали у истоков младобухарской организации. Каковы же были цели и состав джадидов? Джадидизм был относительно широким общественным движением. В отличие от других («Мусават», «Мусульман иттифакы»), он не представлял собою политическую партию, а был ор­ганизационно неоформленным и в социальном отношении довольно разношерстным общественным движением. В своей основе это движение являлось национальным, преследовавшим цели приобщения к светским знаниям и просвещению. Джадиды выступали с критикой отсталости и закоснелости, отстаивали идею прогресса и обновления общественной жизни. Основными требованиями и задача­ми джадидов были: борьба за реформы учебных заведе­ний, введение светских наук. По сути они оставались на позициях ислама, но в то же время настаивали на модер­низации некоторых обрядов шариата, внедрении в жизнь обычаев и порядков, присущих другим, более цивилизо­ванным народам. Выразителем идей явилась молодая прогрессивная ин­теллигенция. Большинство джадидов принадлежало к ма­териально средне- и слабо обеспеченной интеллигенции или мелкой буржуазии. Это были студенты духовных школ, мелкие лавочники, мелкие чиновники. Но среди них были и отдельные крупные купцы, которые поддер­живали движение материально. В основном же джадист-ская организация формировалась из городской мелкой буржуазии. Рабочих, кустарей и дехкан в организации почти не было. Объективно в выступлениях джадидов содержалась идея реформы старых феодальных порядков, ликвидации их наиболее уродливых и отрицательных черт, адаптации Средней Азии к капиталистическому пути развития. В то же время джадиды не осуждали эксплуататорские поряд­ки. Перед лицом назревающей революции джадиды пыта­лись взять под свой контроль движения масс и повести их по пути модернизации. Несмотря на то, что тактика джа­дидов сводилась в значительной степени к культурниче­ству, они часто наталкивались на преследования со сторо­ны правительства, реакционной части буржуазии и духо­венства, которые настраивали широкие массы населения против джадидизма. Эти столкновения привели к расколу общества на джадидистов и кадымистов (от арабского сло­ва «кадым» — «старый», «древний»), т.е. на прогрессистов и реакционеров. Во главе сторонников джадидизма стоял мул­ла Икрам, кадымистов же возглавлял мулла Абдуразак. Сторонники
 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий