Главная » Статьи » 

ДЖАДИДИЗМ

они не были уже согласны со своими прежними учителя­ми — старыми деятелями джадидизма — ни в смысле це­лей и методов работы, ни в смысле борьбы. Они выдвину­ли новую программу: борьба за снижение налогов, огра­ничение чиновного произвола, участие джадидов в госу­дарственных делах; они требовали перехода от просве­тительства к политической борьбе. По словам Ходжаева, это было «первое расслоение... рядов на джадидов старого толка и левое крыло, состоящее в основном из молодежи». Во главе джадидов старого толка встал Абдувахид Бурха-нов, во главе левых — Фитрат.Венцом всех джадистских требований, его программой-максимум в последние пред­революционные годы было введение в Бухаре конститу­ции по младотурецкому образцу.                                                                                  Значительные изменения претерпело движение еще до революции 1917 г., но только после Октября произошел сначала раскол по поводу методов борьбы и политических требований, а затем и образование новых течений — мла-добухарцев и младохивинцев. Подводя общий итог, можно сказать: джадидизм нель­зя вычеркнуть из истории Средней Азии. В то же время недопустимо на джадидов навешивать ярлыки реакционе­ров, националистов. Как уже отмечалось, из их среды вы­шли и младобухарцы, и младохивинцы, левое крыло ко­торых впоследствии вступило в коммунистическую пар­тию. Нельзя обходить молчанием объективную положи­тельную роль джадидизма в развитии культуры, их кри­тику религиозного фанатизма, кадымизма и темноты, борьбу за внедрение новых методов обучения, значитель­ный вклад в развитие современного узбекского языка и литературы. Однако было бы неверно представлять джадидизм только как просветительско-культурное движение. Оно по сути было одновременно и политическим, подготовившим среднеазиатские народы к преобразованию феодально-патриархальных отношений, переходу на более высокий уровень развития. Судьба джадидов трагична: некоторые из них были уничтожены эмиром бухарским (Бекбуди), другие убиты уже в советское время муллами-фанатиками (Хамза), многие погибли в период 20-30 годов, пав жертвой необос­нованных обвинений в антисоветской деятельности (Фит­рат, Авлони, Чулпан, Ходжаев). Задача обществоведов состоит в том, чтобы на основе новых источников показать
 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий