Главная » Статьи » 

ДЖАДИДИЗМ

идеология в Тур­кестане»), Х.Т.Турсунова («Национальная политика ком­мунистической партии в Туркестане»), М.Вахабова («Уз­бекская социалистическая нация») Э.Юсупова («К социа­лизму, минуя капитализм») Г.Хидоятова («Родцзя исто­рия») и другие. В них показаны история формирования, истоки и деятельность джадидизма. Прогрессивность джа­дидов и их роль в развитии образования и культуры при­уменьшались, а подчас и вообще замалчивались. Оценка джадидизма в целом оставалась, по сути, неизменной. Рез­кой критике подвергались основные идеи джадидов, кото­рые квалифицировались как националистические и анти­народные. «Джадидизм как националистическая идеоло­гия местной буржуазии был оторван от народных масс и стал союзником царизма и русской буржуазии», — такую оценку, например, давал им М.Вахабов. Джадидизм обви­нялся в двух «грехах»: во-первых, в национализме, панис­ламизме и пантюркизме, а, во-вторых, неприятии джади-дами Октябрьской революции. Джадидизм объединялся с панисламизмом. И то, и другое течения сложились среди народов, испытывавших национальное угнетение и исповедовавших ислам. В час­тности, джадидизм, как и панисламизм, нес в себе протест против национального угнетения и стремление к преодо­лению вековой отсталости. Джадидизм возник хотя и од­новременно с панисламизмом, но самостоятельно, на рос­сийской почве, и содержание требований его представите­лей сформировалось в соответствии с конкретными по­требностями мусульманских народов России. Нельзя при­писывать джадидизму ни призыва к единению исключи­тельно на основе ислама и под властью халифа, как ду­ховного главы мусульман, ни проповеди авторитета по­следнего, ни одностороннего возвеличивания роли му­сульманской религии в общественном развитии. Его пред­ставители путь к прогрессу видели в распространении на­учных знаний и передовой культуры и в соответствии с этим убеждением определяли задачи движения. Проблема джадидизма привлекала внимание и зару­бежных исследователей: Эдварда Алворта («Скрытые рас­сказы о джадидах»), Э.Каррер де Анкос («Social and Political Reforms»), Ричарда Пирса («Russian Central Asia») и других. Качественным образом историографическая ситуация начала меняться в последние 5-6 лет. Свидетельством это­го служит весьма широкий спектр публикаций 80-90-х го­дов. Многие годы исследователи, ограниченные в доступе к архивным документам, «совершенствовались» в своих трудах в историческом комментировании политики и иде­ологии коммунистической партии. Вместо одномерного, предельно политизированного
 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий