политизированного взгляда на историю джадидизма в последние годы формируются новые исследовательские подходы и оценки, позволяющие судить о его прогрессивной роли в истории народов Средней Азии. Они отражены в работах Б.Касимова («Где могила Бекбуди»), Б.Эргашева («Из истории становления и развития общественно-политических идей джадидизма. Идеология мла-добухарцев»), У.Далимова («Абдулла Авлони и школа»), С.Холбаева («Воспоминания Мунавар кары Абдурашид-ханова»). В отличие от своих предшественников, некоторые авторы впали в другую крайность — акцентируя внимание только на положительных чертах деятельности джадидов, часто идеализируя их. В последнее время в периодической печати появляются статьи, которые освещают некоторые моменты жизни и деятельности, политические и философские взгляды отдельных лидеров джадидов. Много пишется о жизни М.Бекбуди, Ф.Ходжаева. Но вернемся к самому джадидизму. Предтечами этого движения были А.Курсави и мулла-историк Ш.Марджани. Первый возглавил религиозно-реформаторское движение против засилия исламской схоластики, второй доказывал, что ислам не противоречит европейской науке, реформе школ и т.д. Одним из ярких представителей прогрессивной идеологии конца XIX в. явился Ахмад Даниш (1827-1897), знаменитый публицист и мыслитель. Причины отсталости своей родины он видел в несправедливой политике эмира. Он составил проект реформ в Бухарском ханстве, в котором содержалась идея об установлении справедливого государственного строя, расширении и усовершенствовании ирригации и изучении использовании полезных ископаемых. Основой изменений Даниш считал просвещение. Революция 1905-1907 гг. оказала огромное влияние на общественное движение отсталых народов России, способствуя возникновению революционных, национальных и националистических партий, движений и групп. Постепенно из свободомыслящих и прогрессивно настроенных людей в Бухаре, Ташкенте, Фергане и Самарканде начинает формироваться джадистская организация. В начале велась пропаганда реформы существующих школ, светской системы образования. В Туркестане с его более высоким, в сравнении с Бухарой, хозяйственным укладом, наличием здесь кадров русских рабочих и отдельных политических партий, обстановка для развития прогрессивных идей была благоприятнее, чем в деспотическом средневековом эмирате. Возможность открытой работы толкнула туркестанских джадидов на легальный путь развития, а бухарские джадиды организовали тайное общество. Так джадидизм в Туркестане и Бухаре получил различное организационное оформление. Хотя джадиды проповедовали одни и те же
|