выделялись «Муназара» («Спор»), «Рассказы индийского путешественника». Основными идеями его книг являлись: изменение методов обучения, единство мусульман. В книге «Путеводитель освобождения» автор различает четыре вида главных потребностей общественного развития: знания, торговля, земледелие и религиозные объединения. Фитрат хотя и затрагивал земельный вопрос, но не формулировал выводов о необходимости его революционного решения. Значительный вклад в историю джадидизма внес Фай-зулла Ходжаев, одна из самых ярких личностей джадиди-стского движения, позже возглавивший партию младобу харцсв и правительство Узбекистана. В своих трудах — «История революции в Бухаре» (1932), «Очерки революционного движения в Средней Азии» (1926) — автор сформулировал основные требования джадидов: борьба с религиозным фанатизмом путем распространения светской идеологии и литературы, буржуазно-демократическое переустройство общества, европейский путь развития народов Средней Азии. В 20-30-е годы движение джадидов было объявлено буржуазно-националистическим, а причастные к нему люди и их творчество подверглись гонениям. Многие последователи Бекбуди стали жертвами репрессий, сам он был объявлен «националистом номер один». В 50-60-е гг. проблемы джадидизма прилекали внимание ряда историков, философов и литературоведов. Они пытались по-новому осмыслить историю джадидизма. Это сказалось в обобщающих изданиях по истории Туркестана и Узбекистана, а также в отдельных работах по межнациональным отношениям, истории культуры и образования. Это труды И.М.Муминова («Из истории развития общественно-политической мысли в Узбекистане»), Т.Х.Кары-Ниязова («Очерки истории культуры Советского Узбекистана»), Х.Вахидова («Просветительская
|