деятель, депутат Думы) из Уфимской губернии и Ш.Кощегулов. Название партии было вновь изменено — «Бэтен Русия мэселманнары иттифакы» («Всероссийский союз мусульман»). Показательно, что председателем съезда был выбран шиит Топчибашсв, несмотря на то, что шиитские делегаты были в меньшинстве. В первом разделе постановления съезда говорилось, что он выступает за скорейший созыв Государственной думы и фактическое осуществление свобод, дарованных Манифестом 17 октября 1905 г. Второй раздел содержал 33 предложения по преобразованию системы мусульманского образования. В третьем разделе приводилось 13 предложений реорганизации управления духовными делами мусульман. В четвертом разделе сообщалось, что съезд признал необходимым организовать общемусульманскую партию с ЦК в Петербурге, избрал особую комиссию для обсуждения программы, выработанной и одобренной на втором съезде. В связи с тем, что на нынешнем съезде детальное обсуждение программы, состоящей из 75 пунктов, не представлялось возможным, комиссия предложила принять ее как руководящие начала для учреждаемого в Петербурге ЦК с постоянным бюро. Этому ЦК предписывалось к следующему съезду доложить о всех изменениях в программе, которые окажутся необходимыми. Кроме того, ЦК поручалось ходатайствовать о легализации партии. В последнем, седьмом, разделе было записано, что 4-й Всероссийский мусульманский съезд соберется вновь в Нижнем Новгороде 10 августа 1907 г. В первом параграфе принятой на съезде «Программы Мусульманской партии» декларировалось, что «партия ставит себе задачей объединить в одной общей практической деятельности всех граждан-мусульман России, единомышленных по своим политическим убеждениям, для проведения в жизнь ряда политических, экономических, социальных, религиозных и других реформ, как отмечаемых настоящей программой, так и тех, кои могут быть вызваны и указаны самой жизнью». В отличие от программ русских партий, программа мусульман была намеренно прагматичной. Не случайно, вскоре после съезда мусульманская думская фракция внесла в нес ряд важных изменений. Второй параграф программы гласил: «Стремясь к обновлению всего строя гражданской и политической жизни на началах свободы, правды и человечности, партия находит эту главную цель достижимой при наделении всех русских граждан, в том числе и граждан-мусульман, правами человека и гражданина, и при переустройстве формы правления Российской империи на принципе государства конституционного». Согласно третьему параграфу, «все российские граждане, без различия пола, вероисповедания, расы и национальности
|