Главная » Статьи » 

партия мусульман 2

утверждавшего, что партия «Иттифак» была «с про­граммой кадетов, но национальная по духу». Эта точка зрения оказалась очень живучей. Раимов считал, что на 3-м съезде Иттифака закончил­ся процесс создания партии, а во II Думе был окончатель­но оформлен давно существовавший «тайный» союз с ка­детами. Деятельность иттифаковцев во II Думе, отмечал он, свелась к разработке законодательных предложений об удовлетворении культурно-религиозных нужд мусуль­ман. Вместе с тем, автор привел некоторые сведения о внутрифракционной ситуации. Вначале все мусульман­ские депутаты во II Думе, отмечает он, входили в единую фракцию, за исключением одного социал-демократа с Кавказа. Затем мусульманская фракция раскололась по аграрному вопросу: из нее вышли 6 депутатов (4 татари­на, башкир и азербайджанец), которые образовали «Мэ-селман хезмэт таифэсе» («Мусульманскую трудовую группу»). По мнению Раимова, с наступлением реакции Иттифак самоликвидировался, так как его лидеры не же­лали давать властям повода думать о их нелояльности. В 80-х годах оценки Иттифака в советской историогра­фии не изменились, вкрались, однако, характерные не­точности, обусловленные особенностями источниковой базы. Так, высказывалась точка зрения, что «при перево­де на русский язык программы Мусульманской конститу­ционной партии (фактически всего лишь Бакинского фи­лиала кадетской партии) кадеты «забькли» включить в не­го перечень 15 — 16 мусульманских «культурных цент­ров», которые предполагалось создать в духе теории «культурнонационального самоопределения». Авторы пришли к такому выводу, сопоставив два перевода — официальный и тот, который был сделан для чинов пол­иции. Последний оказался более полным, поскольку со­держал в себе не только программу, но и устав. После то­го, как «Программа Мусульманской партии» (из 75 пунк­тов) была принята на третьем съезде, не было оснований публиковать вместе с ней устав. Версия о «бакинском фи­лиале кадетской партии» появилась скорее всего в связи с тем, что по решению первого съезда ЦК партии его пред­полагалось разместить в Баку. Позднее в отечественной литературе появились и дру­гие, документально ничем не подтвержденные версии. В опубликованной в 1990 г. коллективной работе казанских историков отмечалось, что Иттифак являлся филиалом партии кадетов, но уже летом 1905 г. была создана обо­собленная партия «Союз мусульман», которая якобы раз­вернула свою деятельность под религиозными и национа­листическими лозунгами. Подобные интерпретации де­ятельности Иттифака также
 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий