Главная » Статьи » 

партия мусульман 2

журнал «Хайат» («Жизнь»). Прогрессисты стремились лишь к просвеще­нию народных масс. Второе течение справедливо оценива­лось в прессе как консервативное, за которым стояли поч­ти все мусульманские священнослужители. Его интересы выражали петербургская газета «Нур» («Свет»), казан­екая газета «Казан Мухбире» («Казанский вестник»), от­части бакинская газета «Иршад» («Путеводитель») и поч­ти все остальные мусульманские газеты. Третьей, самой малочисленной группой, которая, по свидетельству совре­менника, вызывала презрение и насмешки, как среди кон­серваторов, так и прогрессистов, являлась чисто полити­ческой. В нее входила мусульманская молодежь, примк­нувшая к российским социалистам. Заметным влиянием на массы социалисты не пользовались, поскольку не при­знавали особых мусульманских интересов, целиком сле­дуя за своими русскими товарищами по убеждениям. Свои взгляды представители этого течения пропагандиро­вали главным образом через казанскую проэсеровскую га­зету «Танг йолдызы» («Утренняя звезда»). Наличие внутримусульманских противоречий было одной из при­чин снижения активности Иттифака после 1907 г. Закон о выборах 3 июня 1907 г., который в несколько раз уменьшил число мусульманских депутатов в Думе, нанес ощутимый удар по мусульманскому движению в це­лом. Средняя Азия оказалась совсем лишенной представи­телей-мусульман. Как отмечал Алисов, мусульманская фракция в Думе стала малочисленной, а потому не могла взять на себя функции руководящего центра движения. Позиции Иттифака оказались ослаблены также из-за ухо­да из состава его ЦК таких ведущих политиков как Акчу-рин (в 1908 г. уехал в Турцию) и Р. Ибрагимов (в 1910 г. также покинул Россию). Некоторые лидеры Иттифака отошли от политической жизни. Им стало ясно, что каде­ты были безразличны к судьбам мусульман и не собира­лись помогать им. Нельзя также не учитывать, что в 1911 г. группой мо­лодых интеллектуалов в Баку была создана нелегальная Мусульманская демократическая партия «Мусават» («Ра­венство»). Формально ее лидеры не входили в Иттифак, но выступали за солидарность всех мусульманских наро­дов, без различия наций и особенностей веры. Несмотря на трудности, Иттифак продолжал действо­вать. Летом 1909 г., по сведениям охранки, иттифаковцы предприняли попытку проведения очередного съезда. 21 августа 1909 г. в нижегородской гостинице состоялось первое заседание, на котором присутствовали 26 человек: члены мусульманской фракции Думы, делегаты из Тюме­ни, Семиреченской области, Семипалатинска, Казани, Томска, Тобольска, Уфимской,
 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 > 

Комментарии 0 Всего

Добавить комментариий