отражают слабое знание фактического материала. Об Иттифаке писали и западные исследователи. Довольно обстоятельный анализ его партийной программы из 72 пунктов был дан в работе С.А.Зенковского. В работах известных исследователей А.Беннигсена, Ш.Лемер-сье-Келькеже и С.Е.Уимбуш высказывалось предположение, что Иттифак был создан на втором съезде, а уже на третьем съезде решено было создать настоящую мусульманскую политическую партию, соответственно преобразовав прежний мусульманский союз. Авторы считали, что в 1908 г. ЦК партии решил самороспуститься; к 1914 г. она больше не существовала. В опубликованной в 1986 г. книге А.-А.Рорлих эти сведения повторяются. Автор утверждает, что к избранным на третьем съезде 15 членам ЦК Иттифака позднее добавились еще 5 членов (из Баку, Ели-заветполя, Оренбурга, Еревана и Туркестана). В середине 90-х годов исламовед Р.Г.Ланда пытался объективно осветить мусульманский вопрос в России. По его представлению получается, что, когда Гаспринский создал в конце 1905 г. партию Иттифак, в нее вступили и панисламисты, ратовавшие за разрыв с Россией, и джади-ды, которым достаточно было автономии в составе России. На деле, вовсе не один Гаспринский создавал партию. Вопрос об отделении от России в те времена вообще не стоял; панисламистов, принимаемых автором за сепаратистов, не существовало тем более. Было известное стремление российских мусульман к культурному и религиозному взаимодействию с зарубежными единоверцами, но при этом влияние российских мусульманских теоретиков на зарубежье было гораздо большим по сравнению с тем, что проникало оттуда. Вслед за предшественниками, башкирский историк Г.Б.Фавизов отмечает, что у Иттифака была кадетская программа по содержанию и национально-мусульманская по духу. Он доказываает, что инициаторами создания партии, авторами ее программных документов и основными докладчиками на всех трех съездах мусульман были татарские и башкирские муллы и ишаны. Исследователь делает следующее предположение: «Если бы осуществилась программа этой партии, то на территории современной Татарии, Башкирии и некоторых других республик и областей образовалось бы так называемое Туранское мусульманское государство. Но этого не произошло и не могло произойти, так как платформа «Иттифак-аль-муслимин», считая всех мусульман единой нацией, не учитывала особенностей и потребностей отдельных тюркоязычных народностей, их стремления создать собственную автономию». Подобное предположение хорошо объяснимо с точки зрения современности, но автор слабо знаком с конкретной историей. Известно, что в ноябре 1917 г.—январе 1918 г. в Уфе проводил свои заседания впервые созданный
|